Сложно vs просто

18 май, 2010 - 08:48Александр Пацай

Вчера в Твиттере завязалась интересная дискуссия касательно сложности продуктовых линеек некоторых компанией — правда, в основном я говорил “сложно”, а мне все доказывали, что на самом деле ничего сложного нет. Поскольку Твиттер не самый подходящий формат для того, чтобы доносить развернутую точку зрения, попробую высказать то, что я думал, у себя в блоге.

Все началась с анонса в том же твиттере сразу от нескольких человек нового телефона от HTC — Wildfire. HTC — хорошая компания, и телефоны их в принципе мне нравятся, но серьезно, кто выбирает эти названия? Обратимся к Lingvo:

 

wildfire
['waildfaiə]
сущ. ; преим. амер.
1) пожар (разрушительной силы) (начинается в лесу или сельской местности и распространяется на огромных площадях)
2) блуждающий огонёк (на болоте)
3) метео зарница, рассеянная вспышка (молнии)
4) греческий огонь (зажигательная смесь)

С таким названием далеко не уедешь — помните, в новостях летом обычно показывают пожары в Калифорнии, вокруг Лос-Анжелеса? Вот то как раз и есть wildfires, так что с таким словом позитивных ассоциаций не вызовешь. Ну да ладно с названием, я хотел о другом поговорить.

Первая моя реакция на прочтение новости — эээ, а что с Desire? а где там Hero? И куда у HTC подевались остальные модели? После этого я зашел на страницу продуктов у HTC и несколько напрягся. Для меня, человека от техники не очень далекого, пусть и особенно не следящего за всеми этими гаджетами, все эти телефоны с путающимися названиями картину вовсе не проясняют. Нет, конечно, по сравнению с SonyEricsson у HTC линейка еще вполне даже компактная, у SE приходится долго листать страницу, просматривая все модели на сайте (SE P1i до сих пор продается? ей же три года!), но мне показалось и этого много.

Проблема в том, что, несмотря на то, что пользователи любят выбор, существует парадокс, который заключается в том, что пользователи боятся слишком большого выбора. Это усложняет процесс принятия решения и может привести к тому, что пользователь уйдет к конкуренту, где выбор будет более простым и более прозрачным. Легко выбирать, когда есть варианты “простой и дешевый продукт” и “дорогой, но навороченный”. А вот когда пользователи вынуждены выбирать между двумя опциями, которые одинаково хороши, “наворочены” и достойны, то это еще больше усложняет для пользователя процесс принятия решения, и в будущем приводит к тому, что “мыльный пузырь удовольствия” от покупки/обладания продуктом лопается значительно быстрее.

Кроме этого, большое количество моделей усложняет логистику для производителя, и в итоге приводит к удорожанию продуктов. Что проще, быстрее и дешевле изготовить, доставить, отрекламировать, продать и обслужить, 30 десятка моделей или 3 штуки? А потом эти все многочисленные модели еще надо поддерживать, выпускать для них обновления прошивок, поддерживать пользователей и тд. Да производители до сих пор не могут научиться выпускать телефоны с современными версиями ПО (сколько телефонов еще совсем недавно выходили с Android 1.6, хотя 2.1 уже черт знает сколько существует?), а вы хотите поддержки и новых прошивок для них?

Многие сразу подумали, что мой твит предполагал продолжение из серии “а вот iPhone просто покупать, одна модель и все, покупайте iPhone!”. Это не так, я считаю модельный ряд iPhone слишком зауженным, причем намеренно, да и цикл обновлений тоже несколько затянутым — за год, что происходит между выпуском новых iPhone, конкуренты успевают выпустить телефоны, которые аппаратно значительно превосходят текущие версии iPhone (для сравнения — тот же Nexus или Desire vs iPhone 3GS). Да, дело не только в “железке”, и по софту Android пока не дотягивает до iPhone, но для многих пользователей аппаратное превосходство вполне недостатки в программной части способно компенсировать. Тем более, что недостатки там, как правило, мелкие, и на них обращаешь внимание, только зная, как оно на самом деле может быть (то есть сделано хорошо и с достаточным количеством внимания, как у iPhone). Подробней об этом можно почитать в моем обзоре Google Nexus One, часть 2 и часть 3.

Так вот, возвращаясь к зауженному модельному ряду iPhone, хочу сказать еще вот что. Не то, чтобы Apple не умела создавать правильную продуктовую линейку, просто ей обычно на это требуется какое-то время. Достаточно вспомнить развитие iPod, когда несколько лет всем была доступна только периодически обновляющаяся версия iPod с жестким диском, у которого вместе с обновлениями увеличивался объем. Затем, окучив основную часть рынка, Apple взялась за “расширение и углубление на почве внедрения” других моделей — тогда и появились сначала Flash-модели mini, трансформировавшиеся позже в nano. Позже появился еще Shuffle, гениальнейшая маркетинговая находка Apple: поскольку на маленьком экране мелкого плеера все равно ничего не рассмотреть, давайте ваще уберем экран и скажем, что это круто — слушать музыку в полном random. Ну а традиционная модель iPod так и обозвали — Classic, и она тоже существует до сих пор, для тех покупателей, которым требуется большой объем дискового пространства.

Джобс, к счастью, прекрасно осознает преимущества простой, понятной и очевидной продуктовой матрицы — ведь именно упрощением линейки он занимался в первую очередь, вернувшись в Apple в 1997 году. Тогда Apple чего только не производила — и мониторы, и принтеры, и сканеры, и цифровые камеры, а уж моделей компьютеров было вообще не счесть. И вдобавок к тому, что тогда будущее Apple представлялось довольно смутным, покупатели терялись во всех сложносплетениях компьютерного выбора, между различными моделями PowerMac, PowerBook и что там еще было у Apple на тот момент. Поэтому Джобс вышел на сцену и показал всем не то, что вы подумали, а вот такую матрицу, после которой все сразу стало понятно: 

Сложно vs просто

Самым сложным вопросом выбора стало “какого цвета должен быть iMac?” — и Apple продала тогда миллионы iMac, потому что домашним пользователям было абсолютно ясно, что этот компьютер — для них.

Вернемся к HTC. Как я уже писал выше, мне в принципе нравятся продукты компании, особенно те, которые с Android. Но даже на сайте не наблюдается четкой “цветовой дифференциации штанов” — то есть, глядя на эту всю линейку, ответ на вопрос “так какой мне телефон взять?” сам собой не появляется. Бум! — вы уже потеряли клиента, который, пока думал над ответом, пошел читать твиттер, фейсбук и что-то еще, отвлекся и сюда может больше никогда не вернуться (я говорю об обычных пользователях, не гиках, которые посреди ночи могут рассказать с закрытыми глазами об отличиях Nexus One и Desire). А дальше начинается сложнее — ”Android? Windows Mobile? BREW? WTF is BREW?” (я-то знаю, мне не надо рассказывать, но вот обычному пользователю это вообще не очевидно, хорошо ему будет от BREW или плохо.) Возможно, дело не столько в наличии большого выбора в этом случае, а в том, что нет какого-то толкового интерфейса, который помог бы выбрать продукт потребителю в зависимости от фич-бюджета и тд (как это сделано, например, на Яндекс.Маркете).

Но в любом случае, когда я вижу очередной анонсированный телефон буквально через месяц после предыдущего анонса, то моя первая реакция — ну сколько-то можно? Иногда производителям не помешало бы вместо бесконечного расширения линейки продуктов делать несколько, но очень хороших устройств.