Штраф в миллиард долларов

14 январь, 2005 - 00:00Александр Москалюк Похоже, аналогичные надежды питает и небольшая американская провайдерская контора CIS Internet Services из штата Огайо. В 2000 г. около трехсот спамеров довели сеть провайдера до полной неработоспособности, рассылая около 10 млн электронных сообщений в день в течение примерно двух недель. Подсчитав понесенные убытки и проконсультировавшись с юристами, глава CIS Internet Services решил подать в суд на спамеров в своем родном штате, который к тому же на тот момент принял один из самых жестких законов для борьбы с электронным "мусором". Роберт Креймер (Robert Kramer) мог рассчитывать на $10 с каждого электронного сообщения, прошедшего через его сети. Ответчиками в судебном процессе выступили сразу 300 мелких фирм и частных лиц, однако практически три четверти всего спама рассылала некая AMP Dollar Savings.

19 декабря окружной судья Чарльз Волл (Charles R. Wolle) порадовал Креймера неожиданным предрождественским подарком, приняв решение в пользу истца и признав законными размеры претензий в $10 за сообщение. В результате флоридская TEI Marketing Group должна выплатить Креймеру 140 тыс. долл., компании Cash Link Systems придется выписать чек на 360 млн долл., а 720 млн долл. незамедлительно сделают владельца провайдерской конторы одним из самых богатых людей планеты. Впрочем, фотографы из журнала Forbes пока не спешат назначать встречи с владельцем небольшой фирмы из Огайо, да и адвокаты признают, что надежды получить выплаты минимальны. Несмотря на прибыльность электронного спама, индустрия все же не имеет таких финансовых потоков, и спамерские конторы, скорее всего, отдадут Креймеру свои ликвидные активы, после чего задекларируют банкротство.

Помимо всего вышесказанного, по мере развития судебного процесса компания Cash Link Systems стала объектом расследования со стороны Комиссии по ценным бумагам США (SEC). После того как представители SEC убедились, что с помощью спама Cash Link Systems занималась созданием финансовой пирамиды, ее активы были заморожены.

Впрочем, здесь применима известная поговорка, что процесс в некоторых случаях важнее результатов. Вполне вероятно, что такой прецедент станет эффективным инструментом для борьбы со спамом в тех случаях, когда речь идет о суммах вполне реальных, а не заоблачных. Скажем, юристам истца было бы гораздо легче получить от компании-ответчика чек на пяти- или шестизначную сумму, чем виртуальный миллиард долларов. Существование подобной ниши и соответствующее законодательство в Огайо могут привести к тому, что целая армия американских юристов будет денно и нощно охранять электронный покой граждан, раздавая им визитки, чтобы в случае получения спама они знали, куда обращаться.

По данным Radicati Group, 651 млн человек ежедневно используют электронную почту, а к 2008 г. их количество превысит 800 млн. Каждый день в прошедшем 2004 г. пользователи электронной почты отсылали и получали 76,8 млрд писем. К 2008 г. это число практически удвоится и составит 147,5 млрд сообщений. В то же время, по информации компании Verisign, сегодня приблизительно 80% из того, что отправляется, -- это невостребованная коммерческая электронная почта, в народе известная как спам. Подобные объемы привели к бурному росту мини-индустрии, обслуживающей корпоративные почтовые серверы. Согласно исследованиям IDC, в настоящее время около 60% американских компаний пользуются серверными фильтрами для отсеивания нежелательной почты. При этом почти 10% считают покупку такого обеспечения неоправданной, ну а 30% фирм, надо понимать, от спама страдают, но пока терпят, не предпринимая никаких действий.