Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

20 декабрь, 2017 - 14:23Александр Черников

Итак, IT лидерство всегда связано с преодолением различных препятствий и каждый CIO должен быть готов к неизбежным неудачам. В данной части рассматриваются проблемы и неожиданности, с которыми столкнулись CIO, желавшие перенести все свои корпоративные IT в облако.

Истина 2. Вы не можете сделать абсолютно все в облаке

Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

В 2011 г., согласно опросу Gartner, более 40% CIO полагали, что будут управлять большей частью всех IT операций своего предприятия в облаке. Фактически, три первых технологических приоритета, приведенных в таблице, дополняют друг друга и заняли свои места скорее в силу бушевавшей тогда технологической облачной моды, чем из-за насущной необходимости. Свои голоса им отдали, конечно, IT-руководители.

А вот мудрые и консервативные бизнесмены на те же места поставили традиционные, уже веками проверенные приоритеты — расти, зарабатывать больше и тратить меньше. И в этом облако им не слишком помогло, несмотря на энтузиазм CIO.

Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

Сейчас подавляющее большинство организаций управляет в облаке только некоторыми бизнес-системами и их компонентами. Полное перемещение корпоративной IT инфраструктуры в облако выглядит все еще достаточно необычным.

Теперь (в апреле 2017 г.) Gartner предсказывает, что 90% организаций к 2020 г. примут гибридную IT инфраструктуру — некоторые информационные технологии останутся на их площадках on-premise, другие будут отданы в аутсорсинг, остальные будут разделены между провайдерами публичных и приватных облаков.

Безусловно, облачная концепция построения IT оказала очень большое влияние на IT операции. Но правда и то, что результат далеко не всегда соответствовал обещаниям и ожиданиям.

Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

В опросе 300 IT руководителей в июне 2017 г. 80% из них сказали, что облако не оправдало их надежд из-за проблем с безопасностью, соответствием регулятивному законодательству, а также неожиданно высокой сложностью и стоимостью.

На диаграмме видно, что наибольшее беспокойство CIO вызывает стоимость. Вернее, даже не сама стоимость, а несоответствие оплаты нагрузке, которая, как правило, оказывается ниже заказанной пиковой, — а попросту говоря, «на всякий случай».

Впрочем, сложность, безопасность и соответствие регулятивному законодательству находятся примерно на том же уровне. И треть CIO хотела бы видеть облачные системы более гибкими и подвижными.

В январе 2017 г. обзор компании RightScale, которая предоставляет облачные сервисы, показал, что от 30% до 45% средств, отведенных предприятиями на аренду облака, было потрачено впустую.

Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

Уже упоминавшийся в первом блоге Стивен А. Лоу (Steven A. Lowe), главный консультант глобального агентства ThoughtWorks, сказал по этому поводу следующее.

«Очень много компаний в 2009-11 гг. рефлексивно двинулись в облако, — без ясного понимания того, почему это им необходимо и как реализовать свои облачные корпоративные системы. Простое перемещение критически важных компонентов и сервисов в облако не делает автоматически их более надежными или масштабируемыми. Чтобы действительно использовать в своих интересах облако, ПО должно быть спроектировано и реализовано совершенно иначе, используя микросервисы вместо монолитного кода».

Шесть жестоких истин для CIO. Часть 2

Том Майнелли (Tom Mainelli), VP в IDC — «У некоторых организаций, которые думали, что они могли переместить все свои наследуемые приложения в виртуальные машины в облаке, был период довольно болезненного отрезвления.

У каждой компании всегда найдется какое-то приложение, которое они не могут виртуализировать. И она, вероятно, никогда полностью не избавится от старых проприетарных приложений, которые использует ежедневно в течение многих лет».

Выводы из Истины 2

Об облаке можно сказать словами известного мультипликационного героя — «оно хорошее, но почему-то хромает». Более того, представляется, что гибридные IT инфраструктуры, по крайней мере на сегодня, являются неким промежуточным решением.

Ситуация следующая. Наследуемые, on-premise и проприетарные системы часто оказывается очень хлопотно и дорого заменять облачными. Но теперь и в неудачные облачные решения вложено слишком много сил и средств, чтобы от них в один момент избавиться. Результат — вместо одной головной боли имеем две.

Вероятно, в наибольшей степени правы сторонники полной цифровой трансформации (Digital Transformation, DX), то есть полного разрушения устаревших IT инфраструктур предприятий. «Каждый день промедления обернется новыми потерями и затратами в будущем», — говорят они. И это кажется вполне логичным.