SeUGI 21: SAS в Венском лесу

22 июль, 2003 - 23:00Михайло Лаптєв

 


SeUGI 21 SAS в Венском лесуВо второй половине июня компания SAS организовала ежегодную конференцию европейской группы пользователей. На этот раз SeUGI, которая проводится уже 21 год подряд, собрала более 2000 участников и дала им возможность не только ознакомиться с новинками самой компании, но и получить информацию о том, как и в каком направлении сегодня развивается целый пласт индустрии. В данном случае речь идет о бизнес-аналитике (Business Intelligence), сегменте, где SAS -- один из общепризнанных лидеров.


Мероприятия SeUGI 21 проходили в Вене. Этот овеянный легендами город, который иногда называют столицей Центральной Европы, привлекает сотни тысяч туристов, и здесь действительно есть, что посмотреть. Но поражает другое -- вы практически нигде не увидите толчеи, все размеренно и чинно, автомобильных пробок нет даже в часы пик (и это при обилии транспорта), поражает, насколько все организовано и продумано. Поэтому никого не удивило то, что открывавший форум вице-мэр Вены говорил не только общие (положенные) слова о достижениях города и важности подобных мероприятий для общеевропейской интеграции, но и о том, как его правительство использует инструментарий SAS для получения критически важной информации при принятии ежедневных решений.

SeUGI 21 SAS в Венском лесу
Джим Гуднайт открывает конференцию

Одним из центральных выступлений на открытии SeUGI 21 был доклад Джима Гуднайта (Jim Goodnight), президента и основателя SAS (а стоит отметить, что компания по-прежнему является частной). Он, среди прочего, сообщил, что в 2002 г. оборот SAS составил 1,18 млрд. долл. и она стала пятым в мире поставщиком программного обеспечения по объему проданных лицензий. Кроме того, SAS продолжает инвестировать сотни миллионов долларов в работы по R&D. "Любая компания в IT-индустрии вкладывает большие деньги в исследования и разработку, это залог успеха в будущем, но далеко не каждая может похвастаться тем, что эти инвестиции достигают отметки в 25% оборота, как у нас", -- особо подчеркнул Джим Гуднайт.

Вообще, к форуму компания подготовила немало новинок. Например, была представлена обновленная версия флагманского продукта SAS System 9.1, которая должна появиться в ограниченных поставках уже в четвертом квартале нынешнего года, а в первом квартале следующего -- в массовой продаже. Алан Рассел (Allan Russell), старший президент по стратегическому развитию SAS International, отметил, что в этой версии существенно улучшены многие модули и добавлены функции. Особое внимание уделено упрощению интерфейса пользователя, появился новый инструментарий -- SAS Web Report Studio, SAS Report Studio и SAS Integration with Microsoft Office, которые, в свою очередь, являются частью Business Intelligence Server.

Компания также анонсировала SAS Marketing Optimization, систему, созданную для упрощения подготовки и управления различными маркетинговыми мероприятиями. Одна из ее особенностей -- возможность обрабатывать информацию нескольких кампаний одновременно, добиваясь наиболее эффективного индивидуального воздействия на разные сегменты потребителей.

Была также представлена обновленная версия 1.1 еще одного инструментария для маркетинговых инициатив -- SAS Interaction Management, которая позволяет в режиме реального времени отслеживать поведение клиентов на основании поступающей по разным каналам информации (телефонные опросы, Web и пр.). Например, если активность определенной группы потребителей падает ниже установленного значения, система предупреждает об этом, что позволяет вовремя предпринять определенные действия для удержания клиентов.

SeUGI 21 SAS в Венском лесу
"Стрела работы с данными" SAS. Компания -- одна из немногих, кто предлагает интегрированные решения BI

По поводу сложности продуктов SAS Джим Дэвис (Jim Davis), вице-президент и директор по маркетингу компании, отметил: "Многие конкуренты SAS пытаются представить наши продукты как некие статистические инструменты, применение которых доступно только докторам математических наук. Однако это в корне не так, поскольку при всей сложности используемых алгоритмов и широте набора функциональности зачастую достаточно лишь открыть окно броузера и выбрать мышкой нужную аналитическую модель, чтобы получить необходимый результат".

Принято считать, что клиент всегда прав, однако SAS призывает задуматься над этим постулатом, который напрямую влияет на бизнес и доходы любой компании. Известно, что обычно около 25% клиентов не приносят прибыли, но в некоторых случаях эта цифра может достигать отметки в 90%, и, что еще более опасно, поддержание и обслуживание этой группы, как показывает анализ, может полностью поглощать прибыль, получаемую от доходных клиентов. В Вене было анонсировано SAS Activity-Based Management 6.0 -- решение, позволяющее воссоздать полную картину того, какие расходы и доходы связаны с каждым клиентом, а также предлагаемым продуктом или сервисом.

Одна из многих проблем, которые обсуждались на форуме, -- качество корпоративных данных. Согласно опросу, проведенному среди 500 директоров по маркетингу в крупнейших европейских компаниях, две трети респондентов отметили, что неточная или неполная информация имеет прямое негативное влияние на прибыльность компании.

По общему определению, о высоком качестве данных можно говорить только в том случае, если они являются последовательными, точными и полными, т. е. не дублируются и не копируются. Как считают в SAS, это достигается двумя подходами -- очисткой (проверка точности данных, используемых для анализа) и интеграцией (проверка полноты). Так называемые "грязные" данные появляются по разным причинам -- ошибки при вводе, искажение, неверная информация из внешних источников и пр. Очевидно, что все это может привести к замедлению принятия решений, неправильным шагам по отношению к клиентам и поставщикам и, как следствие, нарушению взаимодействия с ними.

По мнению специалистов SAS, общий источник проблем качества данных -- несогласованность способов, которыми они вводятся в различные оперативные системы.

Если же углубиться в историю, то традиционно IT-менеджеры предприятий заботились прежде всего о своевременном и надежном сборе и хранении данных, что, как мы знаем, привело к широкому использованию реляционных БД, которые предназначались, в основном, для быстрой обработки большого количества мелких транзакций (например, типичных банковских операций). Решение же SAS Intelligent Storage разработано и оптимизировано специально для BI- и аналитических приложений, причем представители SAS утверждают, что его производительность в 20 раз выше, чем у РБД.

По мере роста бизнеса в компаниях накапливаются целые "острова" данных, а различные слияния и приобретения (что наблюдается уже и на нашем рынке) еще больше усложняют ситуацию. Приходится управлять гетерогенными системами, использующими разные платформы. С другой стороны, процессы принятия решений в компаниях децентрализованы, и многие сотрудники должны иметь доступ ко всей необходимой информации, которой располагает организация.

SAS Intelligent Storage спроектировано так, чтобы предоставить пользователю целый спектр возможностей -- от простой генерации отчетов и OLAP до сложного прогнозирования и извлечения данных. Это обеспечивается специальной стандартной структурой метаданных (Common Warehouse Metamodel), доступной всем приложениям. Гибридный OLAP поддерживает архитектуру многомерных кубов и динамическое "сверление" (drill down) данных вплоть до исходных чисел, а также мощные вычислительные и статистические процедуры.

Кстати, интересно, как в самой SAS определяют, что же такое Business Intelligence -- это процесс предсказания и влияния на будущее корпоративное поведение, основанный на точном понимании текущего состояния дел.

Есть еще термин "enterprise BI", другое название -- "интегрированный BI", поскольку его использование позволяет решать стратегические вопросы -- например, как предотвратить сокращение количества клиентов или прогнозировать их запросы. В условиях нестабильной экономики предприятиям нужно управлять запросами клиента не только для того, чтобы просто знать их, но и чтобы гарантировать рост доходов. Компании также не могут эффективно снижать стоимость без предварительного анализа -- они должны понимать, к чему относятся те или иные затраты, чтобы моделировать финансовые процессы и оптимизировать их.

Довольно часто на прошедшем форуме в различных докладах звучал и термин "real-time" (реальный масштаб времени), который используется по отношению ко всему, что позволяет принять обоснованное решение не позднее необходимого момента. Например, в CRM -- это наилучшее для продажи время взаимодействия с клиентом. Так, фоновая аналитика с высокой долей вероятности определяет момент, когда клиент готов оставить компанию, и ему необходимо сделать предложение, чтобы удержать. Это очень ответственный момент -- если оно неправильно сформулировано, то может лишь отпугнуть клиента.

Много внимания на форуме уделялось и решению такой проблемы, как "отмывание денег". SAS Anti-Money Laundering позволяет по различным косвенным признакам, которые проявляются при финансовых операциях, судить о вероятности мошенничества.

Согласно исследованию Butler Group, разработчики BI в настоящее время пытаются совершить переход от поставки локальных приложений (или масштаба отдела) к внедрению интегрированных BI-решений (IBI), охватывающих бизнес-процессы от начала до конца. Немаловажно и то, что сектор традиционных BI-средств близок к насыщению, а рынок IBI растет весьма быстрыми темпами.

Сегодня в сегмент комплексных систем BI стремятся все -- и поставщики "нишевых" решений, и производители ERP-систем. К первым можно отнести, например, Business Objects и Cognos, которые предлагают отдельные инструментальные средства BI. Другая группа -- разработчики комплексных корпоративных систем (среди них -- SAP, Oracle и Siebel), включающие средства BI в свои продукты.

На вопрос о том, что отличает SAS от конкурентов, Арт Кук (Art Cooke), президент SAS International, заявил: "Мы -- единственный разработчик, предлагающий инструментальные средства и комплексные аналитические решения, предназначенные для создания полного процесса интеллектуального анализа данных. SAS называет это Intelligence Value Chain, что включает в себя интеграцию, хранение данных, запросы, отчеты и прогнозную аналитику". При этом стоит отметить, что согласно различным исследованиям большинство компаний все еще тратит 80% ресурсов BI на доступ к данным, вместо того чтобы анализировать их. "Кроме всего прочего, SAS -- единственный продавец, предлагающий ETL (Extraction, Transformation and Loading -- извлечение, преобразование и загрузка) и инструментальные средства повышения качества данных, полностью интегрированные в BI-набор", -- подытожил Арт Кук.

По разным наблюдениям, сегодня на рынке существует несколько тенденций, которые должны более четко проявиться в ближайшие несколько лет, поскольку BI уже можно назвать объектом стратегических инвестиций. Помимо отмечавшегося ранее желания всех игроков предоставлять полный набор BI-средств, наблюдается переход к тому, что их типичным пользователем становится не специалист-статистик, а менеджер, отвечающий за то или иное направление бизнеса в компании. Разработчики фокусируются на так называемых "self-service BI" -- средствах, позволяющих использовать аналитику более широкому кругу сотрудников организации.

"В перспективе мы ожидаем консолидацию разработчиков и на рынке BI, поскольку предприятия будут стремиться сократить операционные расходы и инвестиционный риск, а заказчики -- обращаться в большие стабильные компании", -- прокомментировал ситуацию Арт Кук.

В целом, стоит отметить, что нынешняя конференция SeUGI 21 проходила в момент, когда многие корпорации все еще стараются уменьшить свои расходы, в том числе и на информационные технологии. Поэтому фраза, прозвучавшая в одном из докладов на прошлогоднем форуме как одна из характеристик продуктов SAS: "More work with less money spend on IT", все еще остается актуальной. Не исключено, что ситуация изменится к следующей конференции SeUGI, которая пройдет летом 2004 г. в Копенгагене.

В соответствии с последним исследованием IDC, компания SAS продолжает лидировать в сегменте инструментальных пакетов класса Data Mining, имея в настоящее время 36%-ную долю и оставаясь одним из лидеров всего рынка Business Intelligence (BI), состоящего из средств запросов, подготовки отчетов и аналитики для конечного пользователя; технологии извлечения данных и работы с витринами и хранилищами информации.

Всемирный доход от продаж инструментальных средств BI в течение 2001 г. вырос на 1,6%, и прогнозируется его дальнейший рост в 2002--2007 гг. на 4,1% ежегодно. Рынок DM, наиболее быстро растущий сегмент рынка BI, в соответствии с данными IDC, увеличился в 2002 г. на 5,1% и достиг 486 млн. долл.