Seagate Technology: «У индустрии хранения данных хорошие перспективы»

25 октябрь, 2005 - 23:00КО

Как известно, Seagate является ведущим производителем жестких дисков для настольных ПК и для корпоративных систем хранения. В последнее время она вплотную занялась сегментом накопителей для мобильной техники и потребительской электроники, значительно расширив свое присутствие на рынке HDD. Лучшее тому свидетельство – недавний анонс сразу 10 новых продуктов, ориентированных на самые разные секторы систем хранения данных (itc.ua/21949). О новинках и планах компании мы беседуем со старшим менеджером Seagate по корпоративным коммуникациям в регионе EMEA Ианом О'Лири (Ian O'Leary).

Как бы Вы охарактеризовали в целом состояние дел в компании?

На сегодняшний день в Seagate уверены, что индустрия хранения данных – весьма перспективная отрасль. Использование дисковых накопителей позволяет создавать высокоемкие МР3-плееры, хранить цифровые изображения, записывать высококачественное цифровое видео. В данном сегменте преимущества жестких дисков перед магнитной лентой очевидны. Что же касается флэш-памяти, то ее объем пока еще недостаточен для многих задач – к примеру, для хранения HDTV-контента, который требует в семь раз больше дискового пространства, чем запись телепрограмм в обычном формате.

Сейчас сегмент HDD вновь переживает подъем. И Seagate – это растущая компания в развивающейся индустрии. У нас очень гибкая модель ведения бизнеса, что позволяет быстро реагировать на любые изменения требований рынка.

Каким образом в настоящее время изменяется процесс производства жестких дисков?

Пару лет назад Seagate выпускала несколько видов компонентов для HDD. Теперь же, например, в наших однодюймовых дисках используются те же головки, что и в моделях для корпоративного сегмента. То есть сейчас уровень инвестиций в производство головок вырос. В июле 2003 г. только 45% наших технологических мощностей были унифицированными, а сейчас эта цифра составляет 93%. Несложно представить, как это повлияло на эффективность.

Еще один интересный факт – в 2003 г. мы предлагали всего 8 продуктов, сейчас их 29. Один из моих коллег сказал прекрасную фразу: «Цифровая конвергенция влечет расширение ассортимента выпускаемых продуктов». Если три года назад мы говорили, что в будущем в каждом доме окажется устройство с жестким диском, то теперь я утверждаю, что в будущем в каждом доме появится десяток устройств с жесткими дисками. Расширяется сфера применения HDD, растет и ассортимент продукции, предлагаемой Seagate, – 8 рынков, 29 продуктов, доступ к секторам, где сосредоточены 97% оборота продаж накопителей. Остальные 3% – это 1,8-дюймовые диски, но нас не интересует этот сегмент.

Каковы позиции Seagate в секторе дисков для потребительской электроники?

Seagate Technology «У индустрии хранения данных хорошие перспективы»
«Если три года назад мы говорили, что в будущем в каждом доме окажется устройство с жестким диском, то сейчас я говорю, что в будущем в каждом доме появится 7–10 устройств с HDD»

Пока еще нельзя утверждать, что Seagate занимает лидирующие позиции именно в данном сегменте, но мы прилагаем для этого все усилия. Полтора года назад компания вернулась на этот рынок и уже добилась заметных успехов. К примеру, мы представили первый 2,5-дюймовый жесткий диск с технологией перпендикулярной записи, что позволит нам реализовать в компактном формфакторе большие объемы данных, необходимые для домашних приложений аудио/видео.

Наверное, эта область сейчас самая прибыльная?

Сегодня сегмент накопителей для потребительской электроники приносит компании доход в 5,3 млн долл., а к 2009 г. ожидается увеличение этой цифры до 12,1 млн. Причем в количественном измерении рост будет еще более значительным, однако цены на накопители также постоянно снижаются. Согласно прогнозам, в 2007–2009 гг. до 40% жестких дисков будут производиться именно для использования в бытовых электронных приборах. Так что эта область хотя и не самая, но, безусловно, одна из наиболее прибыльных.

Несколько слов о продуктах для игрового сегмента...

Например, новая приставка Microsoft X-box 360 поставляется с опциональным HDD, и это 2,5-дюймовый диск производства Seagate. Он отличается от оригинального Momentus, используемого в ноутбуках. В накопителях для мобильных систем есть ряд ненужных в стационарной игровой системе функций, делавших диски несколько дороже, поэтому мы решили их убрать. И, естественно, было сделано все, чтобы адаптировать накопитель к игровому окружению. Переход от 3,5" к 2,5" позволил уменьшить габариты готовых изделий. Подобным модификациям подвергся и продукт под названием LD 25. Он используется в компьютерных приставках, персональных видеорекордерах и игровых консолях, и это опять же 2,5-дюймовый диск, благодаря которому производители могут выпускать устройства меньшего размера и с лучшей вентиляцией.

Кроме того, в дисках для медиапроигрывателей сделан несколько иной акцент. Здесь коррекция ошибок чтения не выполняется так тщательно, как в моделях для ПК и серверов, а большее внимание уделяется обеспечению непрерывного воспроизведения. Это вполне логично: изменение одного значения в электронной таблице или базе данных – серьезная проблема, и при возникновении ошибки необходимо повторно считывать участок диска; если же вы смотрите фильм и в каком-то кадре один пиксел другого цвета, то ничего страшного, лишь бы не было задержек воспроизведения.

Можете ли вы подробнее рассказать о продуктах для автомобильной промышленности?

Нужно было реализовать накопитель, который мог бы нормально функционировать в условиях значительной вибрационной нагрузки – запуск двигателя, езда по неровным дорогам и т. д. Кроме того, требовалось максимально расширить температурный диапазон функционирования данного HDD. Например, вы живете в Сибири, а я в Алжире. Вы просыпаетесь утром, и у вас за окном –20 °С. Завóдите двигатель, и через 5 минут в салоне уже +18 °С. Я встаю утром в Алжире, и на улице +40 °С. Включаю кондиционер в машине, и температура падает до +18 °С. То есть диски в машинах должны проектироваться с таким учетом, чтобы они могли выдержать не просто высокую или низкую температуру, но и ее резкое изменение. Выпущенные продукты работают в диапазоне от –40 до +60 °C.

По-прежнему ли выгодно работать в сегменте HDD для настольных систем?

Да, разумеется, для нас это очень важный бизнес. По результатам 2005 г. в структуре продаж Seagate настольные жесткие диски занимают более 50%. Рынок десктоп-систем растет не очень большими темпами, но стабильно, поэтому он приносит нам немалый доход. Мы продали в последнем квартале 25 млн устройств, из них порядка 15 млн – накопители именно для десктопных систем. По сути, пока это костяк нашего бизнеса.

Нет ли у Seagate планов по выпуску дисков промежуточного класса – между десктопами и серверами, наподобие WD Raptor?

Пока нет. Мы стремимся соответствовать требованиям рынка. Если такие продукты потребуются – Seagate будет их выпускать. Недавно нас спрашивали о планах по выпуску устройств с частотой вращения более 15 тыс. об/мин. Наши инженеры могут создать HDD с 22–23 тыс. об/мин уже сейчас, но рынок пока не нуждается в этом. Сегодня нужны улучшения в электронике и firmware.

Seagate недавно представила жесткие диски с поддержкой шифрования. Какова планируемая область их применения?

Да, наша компания выпустила первые HDD для ноутбуков, поддерживающие полное шифрование диска (Full Disk Encryption, FDE). Такие устройства предназначены для эксплуатации в тех сферах, где предъявляются повышенные требования к конфиденциальности хранимой информации. Не секрет, что случаи кражи ноутбуков в последнее время нередки. При использовании же FDE-диска с аппаратным шифрованием хранимой на нем информации злоумышленник не сможет получить доступ к вашим данным, даже если доберется до жесткого диска ноутбука. Seagate – первая компания, представившая на рынок HDD с поддержкой данной технологии.

Вы уже начали серийное производство этих дисков?

Массовые поставки на рынок начнутся с января-февраля 2006 г. Как обычно, первые партии попадут к производителям ноутбуков, а также к другим разработчикам готовых систем. Спустя некоторое время эти продукты появятся и в каналах дистрибьюции, а значит, и на массовом рынке, как и прочие наши устройства.

Один из ваших конкурентов, Toshiba, производит 0,85-дюймовые накопители. Собирается ли Seagate переходить к такому формфактору?

Пока не планируем. Но, тем не менее, если того потребует ситуация, у нас есть возможность выпустить подобные продукты. Сейчас же мы считаем, что, предлагая диск размером 0,85 дюйма, компания не сможет обеспечить ту емкость, которая нужна производителям мобильных устройств. Однодюймовый HDD сейчас самый компактный из предлагаемых нами накопителей. Мы стараемся максимально уменьшить его толщину, чтобы он стал пригоден для использования в мобильных телефонах. На сегодняшний день максимальная емкость этого накопителя составляет 8 GB. Однако мы уверены, что в ближайшее время увеличим эту цифру. Я думаю, что HDD меньшего размера просто не выдерживают конкуренции с картами флэш-памяти – они не способны обеспечить большого объема хранимой информации, основного преимущества жесткого диска.

Каковы перспективы использования технологии перпендикулярной записи?

Я надеюсь, что в ближайшие два года мы будем применять данную технологию во всех наших дисках. Ее внедрение мы начали с серии Momentus, 2,5-дюймовых дисков для ноутбуков. Перпендикулярная запись – это то направление, в котором в ближайшее время будет развиваться вся индустрия HDD, и компании, не перешедшие на ее использование, начнут испытывать серьезные проблемы с разработкой новых моделей. Им придется увеличивать число пластин и головок для достижения нужного объема. Как следствие, возрастут накладные расходы и конечная стоимость диска.

Что Вы можете сказать о перспективах интерфейса SAS?

Мне кажется, это будет достаточно длительный процесс, как в свое время переход с PATA на SATA. Может быть, даже несколько продолжительнее, учитывая бóльшую консервативность корпоративного рынка, на который рассчитаны SAS-продукты.

Какие планы развития бизнеса в европейском регионе?

В настоящее время мы планируем существенное расширение штата. Не хотел бы делать анонсов заранее, но наверняка очень скоро в Европе Seagate представит обширную партнерскую программу. Информация будет доступна на восьми языках, включая русский. Я думаю, что мы создадим много полезных ресурсов для реселлеров, предпринимателей и т. д.

Некоторое время назад Seagate опять увеличила срок гарантии. Есть ли результаты?

Наши клиенты в Европе в один голос говорят, что 5-летняя гарантия очень помогает им продавать диски Seagate. Наверняка то же самое могут сказать и дистрибьюторы. Это дополнительное конкурентное преимущество, позволяющее утверждать, что наша продукция действительно надежна.