Seagate: "Кому нужны жесткие диски?"

5 март, 2003 - 00:00КО
Seagate можно смело назвать ветераном "винчестерного" рынка, кроме того, компания входит в число ведущих производителей жестких дисков. Поэтому беседу с вице-президентом по продажам и маркетингу европейского офиса Seagate Доном Кеннеди (Don Kennedy) мы решили начать с вопроса о нынешней ситуации в сегменте HDD.
Я бы перефразировал вопрос следующим образом: "Кому сегодня нужны жесткие диски?". И ответ начал бы с того, что в мире существует несколько очень крупных компаний--сборщиков ПК, бизнес которых до сих пор в основном ориентировался на корпоративный сегмент и государственные учреждения. С другой стороны, есть заметные компании, которые изначально работали в потребительском секторе. И как это ни удивительно, конкуренция между ними нарастает день ото дня, поскольку первые все больше направляют свои усилия именно на массовый рынок, являющийся "вотчиной" вторых. Увеличивается спрос и в сегменте системной интеграции, что, кстати, приводит к укреплению позиций локальных сборщиков, они более конкурентоспособны ввиду низкой стоимости решений. Традиционно сильным остается и дистрибьюторский канал. Часть жестких дисков идет на обновление уже существующих компьютеров и серверов, часть попадает в розничную продажу. Причем это характерно для всей Европы, но, на мой взгляд, данные тенденции сильнее всего проявляются именно в Восточной Европе. Таким образом, благодаря перечисленным факторам спрос на жесткие диски значительно растет, что нас, безусловно, радует.

Seagate "Кому нужны жесткие диски?"
"У нас был очень удачный старт в Украине, на сегодняшний день доля Seagate здесь составляет более 40%, и, по нашему мнению, местный IT-рынок -- один из наиболее динамично развивающихся во всей Восточной Европе"
Seagate сегодня -- крупнейший поставщик жестких дисков. Объем отгруженных устройств в прошлом году составил 18,3 млн. штук, а оборот -- 6,1 млрд. долл., доход же во втором квартале 2003 финансового года достиг 198 млн. долл. Около 33% продаж Seagate приходится на европейские рынки, 34% -- это Азия, еще 33% -- Северная и Южная Америка. При этом только 36% жестких дисков поставляется через дистрибьюторский канал.


В прошлом году вы изменили организационную структуру компании и сегодня вновь являетесь акционерным обществом?

Да, именно так. Что касается организационной структуры в Европе, то, кроме представительств в Париже, Марлоу и Мюнхене, у нас есть два офиса в России и один -- в Прибалтике. Я думаю, это дает нам большое преимущество перед конкурентами на развивающихся рынках, в том числе и в Украине. Наш дистрибьюторский центр расположен в Амстердаме. Часть производства жестких дисков также находится в Европе, где мы выпускаем компоненты, которые затем отправляются в Азию, а вот там и происходит окончательная сборка накопителей. Важно отметить, что все используемые в производстве технологии принадлежат Seagate. Мы самостоятельно контролируем качество пластин, головок чтения/записи, механики и т. д.

Недавно мы вложили большие средства в модернизацию наших производственных мощностей, что позволит выпускать абсолютно любые модели жестких дисков на любых линиях или фабриках. Это даст возможность более гибко управлять производством и отвечать на запросы рынка, что особенно важно для сегмента потребительской электроники. Еще одно направление, к которому, можно сказать, мы вернулись, -- это выпуск жестких дисков формфактора 2,5 дюйма для ноутбуков.


Не секрет, что многие ведущие производители ноутбуков самостоятельно выпускают жесткие диски данного формфактора. Кто же является основными потребителями этой продукции?

Это действительно очень важный момент. Если взглянуть на мировой рынок, то окажется, что некоторые крупные компании из сегмента ноутбуков сами и производят жесткие диски для своих нужд. В то время как для нас ключевыми заказчиками являются большие компании в основном на Тайване (Quanta, Compal), в Китае и Японии, которые занимаются OEM-сборкой ноутбуков, в частности, для HP/Compaq, Dell и т. д.

По сути, сегодня всего четыре компании в мире производят накопители для ноутбуков: Fujitsu, Hitachi, Toshiba и Seagate. Спрос на портативные компьютеры постоянно растет, и при существующей расстановке сил вряд ли его удастся удовлетворить.

С другой стороны, практически все наши заказчики, которые просто перепродают ноутбуки, также заказывают у Seagate модели формфактора 2,5 дюйма.


Чем меньше формфактор, тем больше ноу-хау использует производитель, а какие новые технические решения компания внедряет в своих продуктах?

Вы правы, это та область, где постоянно ведутся исследовательские разработки. Сегодняшние продукты существенно отличаются от тех, что выпускались десять лет назад, и очевидно, что винчестер через пять--десять лет уже не будет таким, как сейчас. Можно даже предположить, что название "накопитель на жестких магнитных дисках" скоро уйдет в историю.

Мы стараемся первыми не только выпускать новые классы продуктов, но и внедрять новые технологии. Сегодня основные наши усилия сконцентрированы в направлении увеличения плотности записи на пластинах. В скором времени в наших продуктах появятся пластины с антиферромагнитным покрытием, предполагающие вертикальную технологию записи. Возможно, это не так важно, если речь идет о 3,5-дюймовых дисках, но в устройствах меньших габаритов эти нововведения приобретают большое значение, так как потребитель хочет видеть тот же объем и ту же скорость считывания.

В соответствии с нашей корпоративной стратегией при внедрении новых технологий учитывается каждая стадия: от разработки до выпуска и начала поставок конкретного устройства. Также уделяется внимание требованиям конечного потребителя. Сегодня уже нельзя быть конкурентоспособным только на уровне спецификаций. Ведь модели одного класса от различных производителей, как правило, отличаются несущественно. Поэтому вышеуказанные факторы являются более важными.


Вы отметили, что учитывается каждая стадия: от разработки до поставок. Последнее, видимо, включает и сервис? Кстати, как отразилось изменение срока гарантии на продажах жестких дисков?

Сервис, безусловно, важен, без учета этого фактора вы не сможете достичь успеха на рынке. По поводу гарантии могу сказать, что это общая тенденция в нашем сегменте, и, на мой взгляд, уменьшение срока гарантии -- ответ на требования рынка. Период обновления аппаратных средств сейчас сильно сокращается, поэтому нет необходимости поддерживать устройства столь длительный период. С другой стороны, этот шаг позволил несколько снизить конечную стоимость дисков.

Раньше модель ведения бизнеса оптимизировалась с учетом ремонта вышедших из строя дисков, а сегодня все производители уходят от этого, и наша компания -- не исключение. Как правило, более экономично -- просто заменить устройство, а не возиться с ремонтом.


Период обновления действительно уменьшается, но зачастую этому способствует и внедрение новых стандартов. Кстати, как Вы считаете, насколько быстро будет распространяться интерфейс Serial ATA?

Мы ведем серьезную работу с компаниями--разработчиками наборов системной логики, чтобы быть уверенными в быстром продвижении стандарта Serial ATA. И по сравнению с обычным ATA новый стандарт предоставляет гораздо больше преимуществ. Очевидно, чем активнее такие компании, как Intel, поддерживают Serial ATA, тем быстрее и шире будет распространяться эта технология. Наша компания одной из первых выпустила устройство Serial ATA, и у нас очень оптимистичные прогнозы в отношении этого направления.


А как в компании относятся к утверждению стандарта iSCSI?

Seagate "Кому нужны жесткие диски?"
"Seagate сегодня -- крупнейший поставщик жестких дисков. Объем отгруженных устройств в прошлом году составил 18,3 млн. штук, а оборот -- 6,1 млрд. долл., доход же во втором квартале 2003 фи-нансового года достиг 198 млн. долл."
Что касается iSCSI, то тут ситуация несколько сложнее: сейчас ведется много разговоров, вносятся мелкие поправки и т. д. Нас интересуют все новые технологии, но не абстрактно, а с практической точки зрения -- мы примем любой стандарт, который будет нужен конечному потребителю. А это возможно лишь в том случае, если он будет очень надежным и достаточно дешевым, а также обеспечит высокую скорость передачи данных.

Вообще, попытки заменить SCSI пока не увенчались успехом. На сегодняшний день наиболее приемлемым стандартом остается FiberChannel. Seagate также одной из первых начала выпуск устройств, использующих этот интерфейс. Кроме того, большинство сторонних компаний (производителей ПО и т. д.) обеспечивают поддержку FiberChannel в своих продуктах. Я пока не вижу технологии, которая могла бы в свою очередь заменить FiberChannel.


Seagate, помимо жестких дисков, еще производит и ленточные накопители?

У нас есть и такая продукция. Должен заметить, что это большой рынок, на котором мы входим в тройку лидеров. Кроме того, Seagate является одной из немногих компаний, производящих ленточные накопители LTO. Емкость кассет сегодня достигает 200 GB, и уже в ближайшее время мы выпустим картриджи до 400 GB. А в скором времени должны появиться устройства, поддерживающие DDS 5, и мы уверены, что будущее за этим стандартом. Кстати, хочу подчеркнуть, что все больше продуктов для резервирования данных оказываются востребованными на таких рынках, как Россия и Украина. И мы видим очень серьезный потенциал также и в этом направлении.


Есть ли у вас планы по выпуску устройств в категории network appliances?

С одной стороны, мы поставляем свои диски таким производителям, как Sun, HP, Dell, EMC2, которые используют их в своих решениях для конечных потребителей. С другой -- у Seagate есть дочерняя компания, выпускающая полный спектр устройств network appliances. Естественно, в них также применяются наши накопители. Однако эта продукция не реализуется через наш канал.

Могу сказать, что Seagate самостоятельно не занимается производством SAN- и NAS-систем только потому, что этот сегмент еще не достаточно емкий.


А как компания в целом оценивает свои позиции на украинском рынке?

По нашему мнению, местный IT-рынок -- один из наиболее динамично развивающихся во всей Восточной Европе. В ряде его сегментов наблюдается ежегодный рост от 30 до 50%. По некоторым данным, здесь за последний год было продано более 500 тыс. ПК. Конечно, очень сложно делать какие-то прогнозы, но можно предположить, что такие темпы сохранятся еще лет пять или шесть. У нас был очень удачный старт в Украине, и на сегодняшний день доля Seagate здесь составляет более 40%. Из них около 60% -- это диски с интерфейсом ATA и частотой вращения 7200 об/мин. Среди SCSI-приводов наиболее популярны накопители линейки Cheetah 10000 об/мин, которые успешно продаются в рамках крупных проектов. Причем темпы увеличения их сбыта аналогичны показателям роста украинского IT-рынка в целом. Однако основная доля реализуемых накопителей все же устанавливается в обыкновенные ПК для потребительского сегмента.

Я уверен, что в Украине в ближайшее время станут популярными и различные бытовые устройства, использующие жесткие диски в качестве средств хранения информации -- всевозможные цифровые аудио- и видеопроигрыватели.


Не планируете ли вы увеличить число партнеров в Украине, может быть, с учетом каких-то новых направлений?

Здесь мы действуем только через двух дистрибьюторов -- ASBIS и Elko. Причем эти партнерские отношения налажены очень давно: с ASBIS, например, Seagate сотрудничает уже более 12 лет. И хотя сегодня нас вполне удовлетворяет работа в Восточной Европе, и в частности в Украине, мы развиваем нашу сеть в этом регионе. Например, начали сотрудничество с компаниями "Навигатор" и e.verest. Хочу подчеркнуть, что мы не планируем перестраивать свой канал, для этого нет особых причин, скорее, речь идет о его развитии.