Sapphire: «High-end-продукты обязательно должны быть в арсенале компании»

20 февраль, 2006 - 00:00КО

Недавно в Киеве побывал Адриан Томпсон (Adrian Thompson), вице-президент по маркетингу компании Sapphire, одного из крупнейших мировых производителей видеокарт на основе чипсетов ATI Technologies. Мы не преминули воспользоваться этой возможностью и встретились с Адрианом Томпсоном у нас в редакции. А началась наша беседа с темы разработки новых продуктов, которые в этом сегменте индустрии появляются с завидной регулярностью.

Сколько человек работает в вашей компании по направлению R&D?

Всего около 20 человек, две группы – одна в Европе, другая в Гонконге, это по направлениям и видеокарт, и материнских плат. Команда у нас небольшая, но тут следует учитывать то, что мы используем референс-платформы ATI, и основная часть работ выполняется огромным коллективом инженеров этой компании. Поскольку с ATI Technologies мы сотрудничаем фактически эксклюзивно, то имеем доступ к ее ноу-хау, причем одними из первых. Это позволяет создавать продукты экстра-класса и выводить их на рынок, как правило, опережая других.

Sapphire «High-end-продукты обязательно должны быть в арсенале компании»
Адриан Томпсон: «Sapphire прислушивается к пожеланиям рынка – какие именно продукты необходимы потребителям, и, используя возможности аутсорсинга, разрабатывает и выпускает их под жестким контролем»

Как давно компания выпускает материнские платы?

Около двух лет, но месяца четыре назад мы занялись этим серьезно – обновили продукты и составили четкие планы по данному направлению. Я предвижу следующий вопрос – почему Sapphire производит именно материнские платы? Это задача диверсификации и соответствия общим тенденциям. Несколько лет назад, как вы знаете, ATI Technologies начала выпускать чипсеты для них. Сегодня уже все понимают, почему она предприняла этот шаг. Тому есть много причин, но основная состоит в том, что интегрированное видео, причем, я замечу, качественное видео, становится неотъемлемой частью материнской платы. Да, конечно же, отдельная видеокарта предлагает больше и функциональности, и производительности. Но все-таки нельзя не обращать внимания на то, что объем данного рыночного сегмента с каждым годом только растет.

Но для вас по-прежнему основным является направление видеокарт?

Да, конечно же, причем со всех точек зрения для нас главным остается сегмент отдельных видеокарт. Но если мы чувствуем, что какое-то направление может принести прибыль и при этом мы достаточно компетентны, то начинаем его развивать. В данном случае все произошло именно так. Опыт, который мы получили, продвигая на рынок видеокарты, вполне можно использовать в секторе материнских плат.

Однако в данном сегменте сейчас как раз идут обратные процессы: многие компании, долгие годы занимавшиеся выпуском этих продуктов, покидают рынок.

Нас это не пугает. Sapphire очень мобильна и не тратит больших средств на содержание огромной команды разработчиков, не обременена производственными мощностями, которые постоянно требуют инвестиций и пр. Еще раз повторю, мы – маркетинговая компания.

Понятие «маркетинговая компания» довольно часто воспринимается негативно. У многих оно ассоциируется с простой заменой лейбла и активной раскруткой продуктов.

Под маркетинговой компанией мы прежде всего понимаем то, что такая структура прислушивается к пожеланиям рынка – какие именно продукты необходимы потребителям, и, используя возможности аутсорсинга, разрабатывает и выпускает их под жестким контролем. Давайте для примера возьмем Sony, Nokia или Apple. Сегодня они практически не имеют собственных производств и строят свой бизнес прежде всего на эффективном маркетинге. Насчет смены лейбла – это примитивное восприятие. Я не исключаю, что есть такие компании и что их немало. Но подчеркну, у нас абсолютно другой подход – мы четко выстраиваем свой бренд, основываясь на том, что наши продукты должны быть очень высокого качества. А это предполагает бо2льшие усилия на всех этапах – от разработки и производства до продажи продукта.

Что касается сегмента карт на чипах ATI, какова доля Sapphire?

На разных рынках ситуация складывается по-разному. Но во многих странах доля наших продуктов составляет до 70%.

Рынок графических карт сегодня фактически контролируют две компании – ATI и NVIDIA. Насколько это хорошо для конечных потребителей?

Ну, прежде всего я бы отметил, что это не совсем соответствует истине. Если мы посмотрим последние отчеты по рынку графики, то обнаружим, что компаний с долей более 25% не две, а три, причем названные вами не занимают первого места. Оно принадлежит Intel – именно эта корпорация доминирует в данном сегменте. Что касается вашего вопроса, то, безусловно, для рынка в целом наличие трех мощных игроков – это хорошо и имеет позитивный эффект. Хотя, может быть, нам как партнерам ATI и хотелось бы, чтобы лидировал один производитель. Это, конечно же, шутка. Конкуренция обязательно должна быть, в итоге выигрывают все.

Каковы ваши ожидания от технологии CrossFire? Откровенно говоря, ATI в данном направлении несколько отстала от NVIDIA, уже давно имеющей в арсенале SLI. Сегодня стоимость пары карт для CrossFire переваливает за $1400, будет ли такой продукт вообще востребован на рынке?

Что касается первого вопроса, то его, скорее, нужно адресовать представителям ATI. Ну а в отношении решений CrossFire в целом и их дороговизны могу сказать, что эти продукты класса high-end действительно рассчитаны на энтузиастов. Даже если они не продаются в большом объеме, то обязательно должны быть в арсенале компании, они создают некую ауру, привлекают внимание потребителей и в результате стимулируют продажи более доступных устройств. Люди всегда стремятся к чему-то высококлассному. Многим, например, хотелось бы ездить на машине Rolls Royce, но в повседневной жизни приходится пользоваться, скажем, автомобилем Opel. Кроме того, разработка продуктов – это бесконечный процесс в хорошем смысле этого слова, и через какое-то время сегодняшний high-end станет массовым, что также нужно учитывать.

А ожидается ли дальнейший рост цен на high-end-устройства? Ведь еще недавно сложно было себе представить, что видеокарта может стоить $700?

Категория людей, которые хотят первыми попробовать что-то новое и высокопроизводительное, будет существовать всегда. Они готовы за это платить, что, по большому счету, развивает рынок, позволяет компаниям инвестировать крупные суммы в разработку новых технологий, рассчитывая быстро окупить свои вложения, поскольку выход на массовый рынок может быть очень долгим. Сектор видеокарт в этом плане – не исключение. Посмотрите на другие сегменты – процессоры или мобильные телефоны, там такая же ситуация.

Есть ли планы у Sapphire выпускать продукты на базе ATI fireGL для рабочих станций?

Пока мы не намерены производить подобные продукты, но компания постоянно развивается, на данный момент сложно говорить о том, что в будущем они не появятся в нашем портфеле.

Как долго вы планируете поддерживать AGP, и какие тенденции наблюдаются в этом направлении?

На рынке по-прежнему есть огромная инсталлированная база ПК с поддержкой AGP. И мы будем продолжать производство этих продуктов, поскольку многие пользователи зачастую не хотят полностью менять компьютер, а, допустим, лишь усиливают графическую подсистему. Тут, как правило, в первую очередь модернизируется именно эта часть, поскольку от нее зависит картинка на экране, которую они видят каждый день. Вы можете смириться с нехваткой места на жестком диске, с не очень производительным оптическим приводом и еще со многими вещами, а вот когда изображение некачественное или видео идет прерывисто, вы сразу же задумаетесь, как исправить подобный недостаток. В целом же хочу отметить, что более 70% мирового рынка сегодня – это либо интегрированная графика, либо видеокарты дешевле $100. По-прежнему в массовом ПК самыми дорогими компонентами остаются процессор и операционная система. То, что это именно так, можно убедиться, посмотрев на рост доходов Intel и Microsoft. Это вовсе не камень в их огород, это лишь констатация факта.

В каких регионах бизнес вашей компании растет наибольшими темпами?

Сегодня у Sapphire продажи наиболее динамично развиваются в Украине, Турции, Индии и Китае. Это не говорит о том, что, скажем, в Германии и Великобритании они падают, но там уже достигнут некий порог насыщения, и очень сложно добиться роста сбыта более 30%, как в Украине.

Переходя к украинскому рынку, какие из основных тенденций, присущих ему, вы бы отметили?

Одна из главных тенденций – это то, что сегодня уже нет того гигантского разрыва в уровне наиболее востребованных продуктов, который был раньше, когда лучше всего продавались только high-end и low-end. Постепенно повышается спрос на продукты для всех ниш. У покупателей появляется больше денег, и те, кто мог позволить себе только нижний сегмент, уже обращают внимание на что-то более функциональное и производительное. Вообще же украинский потребитель очень рачительно подходит к выбору, особенно если речь идет о дорогих IT-продуктах. Что же касается других тенденций, то я бы еще раз подчеркнул: несмотря на постепенное увеличение доли интегрированной графики, объемы продаж видеокарт на украинском рынке растут и весьма неплохими темпами.