Самое время поговорить о бесплатном

13 январь, 2011 - 12:19Вячеслав Колдовский

Вот уже вроде несколько дней как не новость, но обойти вниманием нельзя: корпорация добра объявила о том, что в грядущих версиях браузера Chrome не будет поддержки кодека H.264, который не свободный и не открытый, а потому опасен для общества.

Вроде как все правильно: корыстные создатели кодека окутали Интернет (есть информация, что 2/3 всего видео в Сети, хранится в этом стандарте, включая ролики в Adobe Flash, который его использует), производителей «железа» (многие устройства с аппаратным ускорением видео ускоряют именно H.264), а в какой-то момент вдруг начнут терроризировать мир лицензионными отчислениями. Вот только немного не складывается то, что Flash тоже стандарт не свободный и не открытый, поэтому, если уж творить добро, так творить до конца. Да еще и делается это добро как-то «не по-доброму», по стив-джоббски как-то: а нельзя ли, сделать так, чтобы пользователи сами решали, в каком формате они будут смотреть видео, а в каком – нет?

По большому счету, на эту тему в Интернете сейчас много чего можно прочитать, излагать очередные «рассуждения на тему» не хочется. Я хочу затронуть другой, гораздо более сложный вопрос – вопрос бесплатности вообще и его роли в современной экономике.

Допустим, если бы меня попросили назвать самый важный принцип, на котором держится рыночная экономика, то я бы назвал принцип обоюдной выгоды при совершении сделок. Суть его проста: в каждой сделке существует две стороны, которые делают ее возможной в случае, если она приносит выгоду каждой из сторон (по крайней мере, стороны должны считать, что она приносит им выгоду). Этим принципом руководствуется каждый из нас сегодня, когда, например, покупает буханку хлеба в магазине, им же руководствовались наши предки миллион лет назад в эпоху Палеолита, когда меняли каменный топор на шкуру убитого животного.

Но спустя миллион лет этот принцип вдруг изменяется – теперь одна сторона считает, что может что-то получить от второй, ничего не давая взамен. Конечно, есть действительно добрые и бескорыстные люди, которые напишут бесплатную утилитку или книгу, запишут песню или снимут фильм (для парочки последних пунктов это возможно, скорее, в теории). Но в общем и в целом, если говорить о компаниях, у которых есть инвесторы, акционеры, собственники, и другие заинтересованные и обычно вовсе не бескорыстные люди, то предлагать что-то бесплатно – это всего лишь еще один способ делать деньги. Слово «бесплатный» обогатило больше людей, чем любое другое (не мои слова, не помню чьи).

Нет, я не сумасшедший, а вполне здравомыслящий человек, и когда самому представляется возможность легально использовать что-нибудь нужное и стоящее бесплатно, то я этой возможности искренне радуюсь. Но ежели попытаться влезть в шкуру другой стороны и представить, как это – распространять результаты своего труда бесплатно (а у меня есть и определенный практический опыт разработки бесплатного ПО, но о деталях пока умолчу, возможно когда-нибудь расскажу об этом позже), то тогда все становится очень уныло – поскольку без денег никак, то так или иначе встает вопрос «монетизации», который является ничем иным как придумываением очередного способа «сравнительно честного отъема денег», или, что бывает чаще, использованием тех способов, которые уже придумали до нас. В итоге – все равно кто-то за что-то платит, но схемы могут быть настолько запутанными и изощренными, что обычному обывателю действительно может показаться, что кто-то прямо из кожи вон лезет ради того, чтобы ему что-то предложить бесплатно.

Но так не бывает. По крайней мере – в рыночной экономике. Если мы доживем до того, что экономика будет работать по другим принципам – скажем: «от каждого по способностям, каждому по заслугам» (А почему бы и нет? Деньги уже давно утратили изначально заложенные в них свойства, и в мире, в котором эмиссию можно выполнить просто изменив циферки на компьютере, а играя на валютном рынке можно пустить по миру миллионы людей, уже давно пора пересмотреть их роль), то тогда – возможно. А сейчас – это очень часто (хотя, конечно, и не всегда) обман и лицемерие.

Поэтому я не за бесплатное, я – за недорогое. Интернет открывает несуществующие ранее возможности для того, чтобы честно распространять результаты своего труда по ценам, доступным каждому. Жаль только, что он до сих пор так и не сделал мир плоским и границы на реальной земле успешно перенесены в виртуальное пространство. Да и желание «ухватить побольше» никто не отменял – меня, например, просто шокируют цены на книги в цифровой форме.

Кроме того, есть и более интересные варианты, например, попытки реализовать упомянутый принцип «от каждого по потребностям, каждому по заслугам». Знакомьтесь, творение основателя The Pirate Bay, сервис микроплатежей Flattr.com.

Жаль только, конкурировать с бесплатным очень сложно. Филантроп, имеющий в запасе миллиарды, может легко убить целые рынки, предлагая бесплатно то, что кормило множество компаний. Устранив конкурентов, затем можно реализовывать свою власть над рынком самыми изощренными способами. И умножить миллиарды, не попросив при этом ни копейки у «клиентов».

Также, не стоит забывать, что получая нечто бесплатно, рыночная транзакция на самом деле не происходит, и тот, кто это бесплатное предоставил, обычно никому ничего не обязан. Соответственно, сложно предъявлять претензии к качеству или некорректной работе. А воровство персональных данных – вовсе не воровство, поскольку прописано в лицензионном соглашении, которое все равно никто не читает.

Так что такие вот дела. Если кто-то вдруг что-то между строк прочитал такое, что не написано явно, то небольшой disclaimer: здесь я ни к чему не призываю, ни за что не агитирую и ничего не пропагандирую.

А, да, лучше так, для читающих сей БЕСПЛАТНЫЙ текст, лицензионное соглашение:

Данный текст (далее «Продукт») поставляется на условиях "КАК ЕСТЬ" ("AS IS") без предоставления гарантий производительности, покупательной способности, сохранности данных, а также иных явно выраженных или предполагаемых гарантий. Автор не несёт какой-либо ответственности за причинение или возможность причинения вреда Вам, Вашей информации или Вашему бизнесу вследствие использования или невозможности использования Продукта. Продукт предназначен только для ознакомления, при использовании Продукта в других целях Вы делаете это на свой страх и риск. Вы обязуетесь быть в вечном долгу перед автором Продукта. Лицензионное соглашение считается принятым при прочтении всего текста или любого фрагмента Продукта.