S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов

1 декабрь, 2006 - 17:16Евгений Слободянюк

Давным-давно, когда видеоадаптеры только начинали обзаводиться функциями ускорения 3D, на рынке присутствовало множество производителей графических процессоров. Сегодня мало кто помнит даже их имена – глобализация сделала свое черное дело и сейчас рынок дискретных видеокарт практически на 100% занимают ATI и NVIDIA. Но одна из компаний той эры до сих пор сохранила некоторую активность, и мы, пользуясь случаем, познакомимся с ее серийным продуктом – Chrome S27.

S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов
S3 Chrome S27 – старшая модель в семействе S20

Компания S3 уже давно успела перейти под покровительство VIA, и наряду с XGI в роли «последнего самурая» продолжает героически бороться с вытеснением из сегмента компьютерной графики малых и средних фирм. На самом деле модели Chrome S25 и Chrome S27 были представлены еще в начале текущего года, но добралась до Украины только Chrome S27 и лишь теперь, да и то в единственном экземпляре (справедливости ради отметим: на мировом рынке эти платы также практически не встречаются). На момент выпуска Chrome S27 обладал весьма неплохими параметрами и позиционировался, как конкурент решениям среднего класса от ATI и NVIDIA. Судите сами: тактовая частота чипа 700 (!) MHz, поддержка графической памяти GDDR3, 8 пиксельных и 4 вершинных конвейера, расширенные возможности работы с контентом высокого разрешения (HD). В сочетании с весьма умеренной ценой эти характеристики должны были обеспечить продукту от S3, по меньшей мере, некоторую популярность. Но увы, не сложилось. Вероятно, причиной тому стали или проблемы у Fujitsu с освоением прогрессивного производственного процесса 0,09 мкм, или инерционность сознания покупателей, или ошибки и артефакты во многих играх. Но, как бы там ни было, факт остается фактом: призрачным надеждам на создание какой-либо альтернативы графическим монополистам пока что не суждено сбыться.

Тем не менее, чип Chrome S27 чрезвычайно интересен уже самим фактом своего появления на свет и более чем достоин пристального изучения.

Характеристики и способности

Одним из серьезнейших недостатков (на тот момент – преимущественно маркетинговым) данного продукта была поддержка лишь Shader Model 2.0+, который, впрочем, давал о себе знать лишь в самых продвинутых играх и тестах. Сейчас ситуация несколько изменилась, и совместимость с шейдерной моделью 3.0 (а скоро – и 4.0) становится все более необходимой. Еще не менее критичным недочетом является отсутствие поддержки мультисемплинга. Поэтому, если хочется задействовать антиалиасинг, приходится применять значительно более ресурсоемкий суперсэмплинг, что фактически приводит к бессмысленности использования полноэкранного сглаживания.

S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов
Структурная схема ядра Chrome S27

К несомненным достоинствам Chrome S27 можно отнести неплохую функциональность в области работы с видео. За это отвечает новая версия движка Chromotion 3.0 – это программируемый комплекс, который поддерживает, помимо прочего, разрешение HDTV 1080p и отвечает за аппаратное ускорение множества форматов, в том числе HD.

Более того, у S3 имеется своя технология мультирендеринга, аналогичная SLI и CrossFire. Она именуется MultiChrome и рассчитана преимущественно на использование в составе платформы VIA K8T900. Помимо этого, заявлена возможность работы связки из двух Chrome S27 и на других чипсетах. К сожалению, достать вторую плату было практически нереально, поэтому проверить MultiChrome в действии не удалось. И все же похвально стремление S3 следовать за современными тенденциями на рынке 3D-ускорителей. Известно лишь, что мультирендеринг по версии S3 работает по методу дифференциации кадра на выделенные зоны ответственности видеоадаптеров, либо каждый GPU рассчитывает отдельный кадр.

Результаты тестирования

S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов
S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов
S3 Chrome S27 – один Давид против двух Голиафов

В качестве конкурентов Chrome S27 мы подобрали видеокарты примерно равного класса и стоимости. Именно GeForce 6600/GT и Radeon X1300/Pro должен был потеснить видеоадаптер от S3. Результаты говорят сами за себя – действительно, Chrome S27 обходит соперников и иногда очень убедительно. Это касается даже DOOM 3, где решения NVIDIA традиционно не имеют себе равных. Вот только одно «но»: практически 50% из нашего стандартного набора сравнительных тестов отказались запускаться или корректно работать с нужными настройками. В итоге производительность действительно неплохая (была на момент анонса), но она достижима лишь при определенных условиях. И здесь все будет зависеть только от разработчика – отладка драйверов и их своевременное обновление могут дать очень много, равно как и сотрудничество с крупными студиями геймдизайна на этапе создания игры, что давно уже практикуют и ATI, и NVIDIA.

Пока же остается констатировать, что быстродействия вполне хватит для приложений текущего поколения при среднем уровне детализации сцены, и надеяться, что со временем проблемы с совместимостью будут исправлены.

Выводы

Разумеется, производитель осознает все недостатки своего продукта и ведет над ними работу, причем не только маркетинговую. Относительно регулярно появляются новые версии драйверов, но основной акцент все же делается на видеовозможности Chrome S27 в части поддержки High Definition, которые действительно неплохие. Исключительно низкое тепловыделение и энергопотребление, поддержка в будущем ОС Vista – это аргументы, приводимые в пользу низкопрофильного решения на базе Chrome S27 с объемом памяти GDDR2 256 MB, анонсированного буквально на днях.

И хотя проблемы с корректной работой в 3D-приложениях и практически нулевая доступность на рынке являются по сути непреодолимыми препятствиями, мы все же пожелаем S3 удачи в ее нелегкой борьбе за место под солнцем. Ведь конкуренция – это не только возможность выбора для покупателей, но и дополнительный, очень серьезный стимул для производителей. Глядя на стоимость некоторых видеокарт, приближающуюся к уровню $700, эти утверждения становятся особенно актуальными.

Обнадеживают слухи о том, что S3 решила просто «пропустить» поколение продуктов с поддержкой Shader Model 3.0, дабы максимально сконцентрироваться на разработке видеоядра, совместимого с DirectX 10. Будем надеяться, что у компании все получится.

Сравнительные характеристики видеоадаптеров
Видеокарта S3 Chrome S27 NVIDIA GeForce 6600 ATI Radeon X1300 Pro 256 MB
Видеопроцессор Chrome S27 NVIDIA GeForce 6600 (NV43) Radeon X1300 Pro (RV515)
Техпроцесс, мкм 0,09 0,11 0,09
Число пиксельных/вершинных конвейеров 8/4 8/3 4/2
Разрядность шины памяти, бит 128 128 128
Поддержка шейдеров Shader Model 2.0+ Shader Model 3.0 Shader Model 3.0
Частоты ядра/памяти, MHz 700/700 (1400) 450/250 (500) 600/400 (800)
Видеопамять 128 MB GDDR3, 1,4 нс 128 MB DDR, 4,0 нс 256 MB GDDR2, 2,5 нс
Интерфейсы DVI, D-sub, S-Video DVI, D-sub, S-Video DVI, D-sub, S-Video
Цена, $ 80 70 75
Конфигурация тестового стенда
Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (2,93 GHz)
Материнская плата Intel Desktop Board D975 XBX rev.304
Память Super Talent T1000UX2G5 (2x1GB) в режиме DDR2-800, тайминги 4-4-4-8
Жесткий диск Western Digital WD1600JB (160 GB, 7200 об/мин)
Блок питания SeaSonic SS-600HT APFC F3 (600 Вт)
ОС Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c
Драйверы ForceWare 91.47 (NVIDIA); Catalyst 6.10 (ATI); v.6.14.10.2276 (S3)