Рынок ЖК-панелей: за кризисом просматривается рост?

19 август, 2008 - 10:00Артем Юрченко

Снижение спроса, вызванное стагнацией мировой экономики, негативно отражается на развитии многих ИТ-направлений. Не стал исключением и сегмент панелей TFT-LCD, который до недавних пор демонстрировал стабильный рост объемов выручки за счет выпуска все большего числа конечных устройств с ЖК-экранами. Но все же опыт предыдущих лет научил производителей заранее готовиться к трудным временам.

Неожиданный удар

Первые тревожные симптомы, выразившиеся в падении отпускных цен на ЖК-панели из-за их перепроизводства, были зафиксированы в середине прошлого года. Предпринятые участниками рынка превентивные меры свелись к радикальному пересмотру инвестиций в строительство новых заводов и регулированию объемов выработки. Как следствие, рынок избежал дальнейшего резкого снижения ASP в период традиционно невысоких продаж в начале нынешнего года.

Однако уже во II квартале рыночная конъюнктура подверглась коррективам. Прежде всего, ожидания высокого спроса на устройства с ЖК-панелями в Китае, связанные с летней Олимпиадой, не оправдались вследствие землетрясения в провинции Сычуань, а также из-за массовых волнений в Тибете, распространившихся на другие регионы страны. В то же время еще на одном крупном рынке сбыта ЖК-устройств – в США – экономический спад повлек за собой изменение потребительских предпочтений в пользу ЖК ТВ с относительно небольшими диагоналями экранов и общее снижение спроса на эти устройства. Как результат, LG Display и AU Optronics, ориентированные преимущественно на выпуск панелей крупных форматов, пришлось столкнуться со значительными складскими запасами матриц.

Замедление динамики спроса на ЖК-телевизоры заставило поставщиков приступить к оперативной переналадке линий на изготовление панелей для мониторов и ноутбуков. Отпускные цены на заготовки для этих устройств оставались вполне стабильными на протяжении всей первой четверти года, лишь в конце II квартала было отмечено незначительное снижение ASP. Согласно данным Displaybank, если в июне стоимость наиболее востребованных телевизионных матриц 32" и 37" WXGA уменьшилась на $10 до $310 и $503 соответственно, то падение цен на панели для ноутбуков и мониторов за тот же период не превысило $1–2. В частности, средняя стоимость заготовок для дисплеев 17" и портативных ПК 15,4" составила $121 и $99 соответственно.

Впрочем, для решения проблемы перепроизводства крупноформатных ЖК-панелей этих шагов оказалось недостаточно. Некоторые компании, к примеру AUO и CMO, поспешили объявить о сокращении выпуска матриц. Согласно оценкам корейской финансовой группы Goodmorning Shinhan Securities, эта проблема сохранится по крайней мере до второго полугодия 2009 г., но если мировые макроэкономические показатели в ближайшее время придут в норму, она может разрешиться и раньше.

Изменение средних цен на ЖК-панели различных формфакторов в 2008 г., долл.
Устройства Диагональ Февраль Март Апрель Май Июнь
Мониторы 17" Wide 124 120 122 123 121
19" Wide 125 122 125 127 125
Ноутбуки 15,4" Wide 103 99 98 100 99
ТВ 32i" 330 330 326 318 310
42" 540 534 523 513 503
По данным Displaybank.

Перспективное планирование

Позитивную роль в нормализации рыночной атмосферы может сыграть назревающая смена потребительских предпочтений, связанная с размером экрана. На первый план активно выходят новые широкоформатные формфакторы. Прежде всего, на этапе коммерческого освоения уже находятся ноутбуки с диагональю экрана 15,6". Продвигаемый AUO, CMO, LG Display и Chunghwa Picture Tubes (CPT) формат поможет этим компаниям гораздо эффективнее использовать стеклянные подложки на фабриках нынешних поколений, снижая объем отходов. Эта инициатива уже нашла поддержку у Dell, Acer, ASUS, Toshiba и Lenovo, которые анонсировали или заявили о намерениях выпустить ноутбуки с диагональю экрана 15,6".

Те же цели преследует и миграция индустрии с матриц формата 16:10 к 16:9. Ожидается, что этими экранами, по своим характеристикам наилучшим образом подходящими для просмотра HD-контента, к 2012 г. будет оснащено 90% ноутбуков и 67% мониторов. Популяризация нового формфактора позволяет А-брендам осуществить весьма полезную для активизации продаж диверсификацию продуктовых линеек мобильных ПК. То же относится и к производителям дисплейных подложек. Например, LG Display, CMO и ряд других компаний уже объявили о строительстве фабрик 6G, главной задачей которых будет удовлетворение спроса исключительно на матрицы с соотношением сторон 16:9.

Серьезным подспорьем для индустрии должны стать и новые продуктовые ниши. Определяя наиболее перспективные с точки зрения роста продаж устройства, которые будут оснащаться плоскими панелями, наблюдатели выделяют OLED TV и нетбуки. Производство матриц для них в обозримом будущем должно превратиться в довольно устойчивый источник доходов. Аналитики DisplaySearch считают, что до 2015 г. включительно среднегодовой рост поставок панелей для упомянутых устройств составит 167 и 74% соответственно. Только в этом году выручка от продажи дисплеев OLED увеличится на 69%, до 827 млн долл., а в 2010 г. в количественном выражении объем сбыта окажется на 280% больше, чем в 2007 г. Иными словами, через три года крупнейшие поставщики панелей во главе с Samsung SDI, LG Display, Sony и CMEL отгрузят почти 17 млн органических дисплеев, большая часть из которых будет выполнена по технологии AM-OLED.

Личный зачет

Лидером отрасли ЖК остается Samsung SDI. В то же время уже несколько кварталов подряд она регистрирует чистые убытки. По состоянию на начало мая они составляли 30 млн долл. и в большей степени связаны с негативными результатами подразделений по производству ЭЛТ и плазменных устройств. Если с будущим ЭЛТ уже все достаточно ясно, то в направлении PDP компания по-прежнему испытывает серьезные проблемы c выпуском панелей премиум-класса 50" Full HD. И все же представители Samsung SDI уверены, что, увеличив консолидированные продажи по итогам года не менее чем на 24%, она сумеет вернуться в прибыльное русло.

LG Display закончила II квартал вполне успешно. При ожидаемой чистой прибыли в размере 731,5 млн долл. реальные показатели компании превысили 738 млн. Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что для LG Display это был период пиковых доходов и до середины 2009 г. прибыль будет снижаться. Однако повод усомниться в столь мрачных прогнозах дают недавно заключенные LG Display долгосрочные контракты на поставку дисплеев для Apple iPod и продукции Dell.

Неожиданно низкие июньские продажи отразились на квартальных показателях AU Optronics. Доход компании во второй четверти года достиг 4,07 млрд долл, таким образом, квартальное падение выручки составило почти 10%. Столь слабый результат явился следствием сезонного снижения поставок широкоформатных панелей.

Chi Mei Optoelectronic объявила о сокращении объемов производства по меньшей мере на 10%, даже несмотря на завершение II квартала с доходом 3,2 млрд долл. (на 4,8% больше, чем в I квартале). Среди главных причин – уменьшение заказов на продукцию CMO со стороны ИТ-производителей и ожидаемое падение цен на панели для мониторов в III квартале.

Прогнозируя развитие событий на ближайшие месяцы, можно предположить, что выпадающий на III квартал старт «высокого» сезона продаж позволит производителям приблизиться к решению проблемы накопившихся складских запасов. А быть может, им даже удастся немного повысить цены на свои изделия.

Устройства с плоскими панелями, продажи которых растут наиболее динамично
Тип продукции Количество реализованных устройств в I квартале 2008 г.,
тыс. шт.
Рост поставок за последний год, % Средний ежегодный рост поставок до 2015 г., %
OLED TV 5 - 167
Нетбуки 1129 2409 74
Цифровые фоторамки 6560 646 32
Информационные дисплеи 354 36 26
Ноутбуки 32 998 44 17
ЖК ТВ 27 865 78 12
Индустриальные дисплеи 5812 37 10
Автомобильные дисплеи 4608 24 9
Навигаторы 12 540 181 9
Портативные медиаплееры 11 498 -12 9
Всего 881 705 15 9
По данным DisplaySearch.