`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Рынок СУБД: рокировка без изменения позиции?

0 
 

Опубликованное на днях компанией Dataquest исследование рынка баз данных в заметной степени вызвало интерес потому, что сопровождалось полемикой: произошла ли на самом деле смена лидера, как сообщали маркетологи. Однако здесь есть и немало других моментов, заслуживающих внимания.
Итак, согласно оценкам Dataquest, в 2001 г. общий оборот на рынке баз данных (включая СУБД всех типов) достиг 8,8 млрд. долл., увеличившись в сравнении с прошлым годом всего на 1,4%.

При этом 80% рынка пришлось на реляционные базы данных. Здесь оборот по итогам 2001 г. составил 7,1 млрд. долл. -- на 1,6% больше, чем в 2000 г. Лидером этого сегмента стала Oracle, за ней -- IBM и далее со значительным отставанием -- Microsoft.

Если рассматривать рынок реляционных СУБД с точки зрения различных платформ, более динамично развивающимся оказался сегмент продуктов для Windows, оборот в котором по отношению к предыдущему году увеличился на 11% и составил 2,55 млрд. долл. В то же время в сегменте баз данных для Unix наблюдалось снижение объема продаж на 1,4% -- до 3 млрд. долл.

Рынок СУБД рокировка без изменения позиции?
Рынок СУБД рокировка без изменения позиции?
Рынок СУБД рокировка без изменения позиции?
Крупнейшим поставщиком СУБД для Windows, как несложно догадаться, стала Microsoft, а для Unix -- Oracle, причем с очень большим превосходством перед остальными компаниями.

В "общем зачете" на первое место, по данным Dataquest, вышла IBM, лишь немного опередив Oracle. По словам экспертов, в основном это произошло за счет приобретения Informix Software, что увеличило объем продаж СУБД IBM на 264 млн. долл. В противном случае лидером, пусть и с минимальным -- всего 0,3% -- преимуществом, осталась бы Oracle.

Конечно, IBM да и многие наблюдатели подчеркивают, что укрепление позиций компании произошло не только за счет покупки Informix; к примеру, обращается внимание на рост популярности продуктов семейства DB2 и неожиданно большое -- 5%-ное -- увеличение продаж базы данных IMS. И тем не менее... "IBM купила дополнительную долю на рынке", -- считает эксперт Dataquest Бетси Бартон (Betsy Burton). Кроме того, представители самого Голубого Гиганта признали: чтобы создать эквивалентный бизнес самостоятельно, компании потребовалось бы порядка пяти лет.

Что касается Oracle, то если бы не слияние IBM-Informix, компания, безусловно, сохранила бы наибольшую долю на рынке (разрыв минимальный), даже несмотря на то что в прошлом году в очень тяжелом положении оказались телекоммуникационные и Internet-компании, составлявшие значительную часть ее клиентов. Кроме того, многие нынешние пользователи СУБД Oracle отложили планы обновления своих систем. К примеру, по результатам исследования, обнародованным недавно инвестиционным банком Morgan Stanley, только 6% из них испытывают в настоящее время необходимость в переходе на новые версии баз данных Oracle. Другой момент: согласно опросу, проведенному тем же Morgan Stanley, приблизительно 75% фирм, использующих самые дешевые редакции СУБД Oracle, собираются перейти на более мощные продукты. Однако осуществить подобный переход в течение ближайшего года планируют меньше половины из них.

Но здесь, как несложно догадаться, речь идет в основном о небольших предприятиях. Что касается крупных корпораций, то тут Oracle продолжает безраздельно доминировать. В частности, согласно отчету другой аналитической фирмы -- FactPoint -- среди компаний списка Fortune 100 она является предпочтительным поставщиком баз данных для 51%. СУБД Oracle выбирается как платформа для запуска пакетов бизнес-приложений от SAP в 78% случаев, PeopleSoft -- в 72%, Siebel -- в 81%, i2 -- в 73%, и это при том, что в указанном сегменте Oracle напрямую конкурирует со всеми упомянутыми поставщиками (как известно, ПО для бизнеса в настоящее время также стало одним из основных ее приоритетов).

Наконец, в рамках еще одного опроса Morgan Stanley, проведенного среди 225 директоров по информатизации из различных фирм, порядка 50% участников назвали своим основным поставщиком СУБД Oracle, 34% -- IBM и 25% -- Microsoft. При этом 47% заявили, что планируют расширять сотрудничество с главным партнером и только 15% -- сокращать.

Может возникнуть вопрос: как же при таком подавляющем преимуществе Oracle упустила первое место на рынке? Он и возник -- у самой фирмы, которая первой его и озвучила.

"Oracle ставит под сомнение предположение, что часть ее рыночной доли отошла к конкурентам, поскольку результаты независимых исследований и данные по нашей инсталляционной базе не подтверждают подобных выводов", -- заявил главный финансовый директор компании Джефф Хенли (Jeff Henley). По мнению Oracle, информация, предоставленная другими компаниями, была не совсем корректной.

Тяжело судить, кто в данной ситуации более прав. В конце концов, любое исследование использует в какой-то степени субъективную методику, и для получения относительно ясной картины нужны дополнительные результаты, увы, пока недоступные.

Но давайте вновь обратимся к нашей основной теме, поскольку еще ничего не было сказано о замыкающей "большую тройку" Microsoft. Ее успех на фоне других поставщиков наблюдатели во многом связывают с удачной ценовой политикой, оказавшейся особенно эффективной в условиях экономического спада.

"Microsoft укрепляет свои позиции благодаря тому, что ее база данных SQL Server, равно как и ее операционная платформа Windows NT, имеют разумную стоимость, -- отметил эксперт Giga Information Group Лу Агоста (Lou Agosta). -- Продукты компании благодаря их удобству для пользователей приобрели большую популярность в сфере малого и среднего бизнеса".

Ну и если вернуться к общим тенденциям, то нужно упомянуть еще об одном наблюдении, сделанном специалистами Dataquest. Они указывают на постепенное вытеснение с рынка мелких разработчиков: среди них заметного увеличения продаж в 2001 г. смогли добиться только несколько фирм, предлагающих узкоспециализированные продукты, в то время как у большинства особого роста не произошло. В то же время первая тройка производителей СУБД сейчас контролирует уже свыше 80% мировых поставок.

Мировой рынок СУБД (на основании информации о продажах новых лицензий)
Компания Объем продаж, млн. долл. Рыночная доля, % Прирост, %
2000 2001 2000 2001
IBM (всего) 2938 3064 33,7 34,6 4,3
  IBM 2647 2799 30,3 31,7 5,7
  Informix 290 264 3,3 3 --9,4
Oracle 2974 2829 34,1 32 --4,9
Microsoft 1224 1443 14 16,3 17,8
Sybase 279 234 3,2 2,6 --16,1
Остальные 1309 1273 15 14,4 --2,8
Всего 8725 8843 100 100 1,4
Источник: Dataquest
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT