Рынок полупроводников: потребители побеждают корпорации
29 март, 2005 - 23:00Юрий Kондратенко
Потенциальным покупателям рассказывали не о числе транзисторов и скорости выполнения
определенных инструкций, а о надежности и мощности торгового бренда.
В какой-то момент в течение последних полутора лет (эксперты не могут точно зафиксировать,
когда именно из-за разных типов отчетности в компаниях) количество чипов, реализуемых
потребителям, превысило объем устройств, продаваемых на промышленном рынке. Об
этом сообщила ассоциация SIA (Semiconductor Industry Association), глава которой
также предположил, что к 2010 г. объем продаж чипов для потребительского рынка
составит две трети от общего объема поставок. Пока же данный сегмент победил индустриальный
с минимальным перевесом, заполучив 50,1%.
Полупроводниковый рынок на сегодняшний день демонстрирует относительную стабильность. В декабре 2004 г. глобальные объемы продаж здесь составили 18,37 млрд долл., что свидетельствует о спаде в 3,5% по сравнению с ноябрьскими цифрами, причем этот спад был ожидаем. SIA обычно отмечает снижение показателей с приближением Нового года, когда активизируется потребительский рынок, но приостанавливается работа на заводах. В январе 2005 г. объем был равен 18,3 млрд долл., что дало повод SIA зафиксировать уменьшение рынка на 1%. В то же время, если сравнивать цифры 2005 г. с данными аналогичного периода 2004 г., объемы рынка выросли на весьма впечатляющие 17,5%.
Фондовые аналитики, следящие не столько за полупроводниковыми устройствами, сколько
за финансовой привлекательностью компаний, их производящих, рекомендуют в ближайшее
время обратить внимание на продукты, объединяющие в себе цифровые и аналоговые
функции. Среди направлений в первую очередь называют мобильную связь и бытовую
электронику. А среди компаний -- National Semiconductor и Texas Instruments.
Однако зависимость производителей чипов от потребительских предпочтений не придает первым устойчивости -- при малейшем сдвиге моды либо в случае экономического спада большая часть населения внезапно начинает сокращать расходы, и в частности на бытовую электронику. Такой эффект уже ощутили на себе компании, выпускающие чипы для DVD-плееров. Казалось бы, один из самых массовых рынков планеты должен иметь неплохие обороты, однако IDC утверждает, что в период с 2004 г. по 2008 г. объемы доходов производителей чипов для DVD-плееров будут падать в среднем на 21% в год. Параллельно с этим предполагается рост доходов производителей чипов для записывающих устройств с поддержкой DVD (с 2,4 до 3,7 млрд долл. за указанный период), однако жесткая ценовая война в этом сегменте уже привела к уменьшению его объема.
В то же время один из весьма многообещающих потребительских рынков для производителей полупроводников -- цифровые телевизоры и тюнеры, позволяющие преобразовать цифровой сигнал в аналоговый. Тут, в частности, следует упомянуть тот факт, что к 2006 г. американское правительство обязало компании, вещающие на территории страны, перейти на цифровой сигнал, и уже сегодня это позитивно сказывается на продаже цифровых телевизоров. По данным IDC, подобное положение дел может привести к 25% ному ежегодному росту продаж.