Рынок планшетов умирает?

29 февраль, 2016 - 11:23Артем Юрченко

Интерес к планшетам постепенно угасает — даже бурный предновогодний период не позволил рынку выйти в плюс, засвидетельствовав характеризуемую двузначным числом динамику снижения глобальных поставок.

В среде рыночных наблюдателей все чаще можно услышать малоприятные прогнозы развития индустрии планшетов и даже размышления о приближении ее скорого заката. После недавнего MWC 2016 подобные мнения лишь усилились, ведь на его площадях практически не произошло каких-либо заметных «планшетных» анонсов.

Так или иначе, но по итогам в 2015 г. мировые поставки рассматриваемых мобильных гаджетов существенно просели. По подсчетам IDC, за год количество отгруженных устройств сократилось на 10,1%, с 230,1 до 206,8 млн аппаратов. Относительно финального квартала 2014 г. динамика спада не менее высокая — в каналы направлено 65,9 млн продуктов, что на 13,7% меньше, нежели годом ранее. Эксперты из Strategy Analytics, в свою очередь, насчитали 224,3 млн отгруженных на мировой рынок по итогам 2015 г. планшетов. Достигнутый объем оказался на 8% меньше, нежели годом ранее, что свидетельствует об относительном насыщении ключевых направлений.

Рынок планшетов умирает?

На общем фоне не трудно заметить локальные успехи отдельных продуктовых категорий. Так, результаты продажи моделей съемной конструкции относительно одноклассников выглядят весьма оптимистично — в финальной календарной четверти поставки гибридных решений превысили 8,1 млн устройств, а это более чем в два раза больше в годовом сопоставлении. Так или иначе, но без поддержки detachable-моделей планшеты классического форм-фактора провалились бы еще глубже — более чем на 21% «YoY». Не удивительно, но именно потребители развитых рынков испытывали к подобным решениям наиболее высокий интерес. К примеру, каждый пятый поставленный в Западную Европу по итогам финальной четверти планшет, а это без малого 2,6 млн аппаратов, был разъемной конструкции. К слову, несмотря на появление гибридных моделей на всех трех ведущих платформах, чистым лидером гонки в мировом масштабе стал iPad Pro, разошедшийся тиражом свыше 2 млн экземпляров. В то же время, в активе ближайшего преследователя — Microsoft около 1,6 млн поставленных в каналы Surface. Таким образом, в подобных решениях потребители все чаще находят достойную альтернативу традиционным ПК и данный фактор будет лишь набирать вес.

Не менее заметной тенденцией последнего времени можно считать продолжающееся удешевление устройств. Рынок, который, казалось бы, уже достиг дна в части ASP, продолжает «копать» — за последние месяцы 2015 г. отдельные представители модельного ряда Kindle по цене 50 долл. (42 долл. в оптовых закупках) вошли в число бестселлеров предновогоднего периода, позволив Amazon.com войти в квартальный Тор-3 с лучшей динамикой поставок (+175% «YoY»). Активные конкуренты — Huawei и Lenovo — также продолжают усиливать акценты на недорогие модели, параллельно пытаясь расширить присутствие далеко за границами когда-то приоритетного китайского рынка.

Рынок планшетов умирает?

Исходя из используемой ОС, картина рынка складывается весьма интересно — по подсчетам Strategy Analytics мировые поставки Windows-аппаратов выросли в прошлом году на 59% «YoY», тогда как модели под iOS и Android ухудшили результаты годичной давности на 7% и 22% соответственно. Прогнозы на текущий год остаются не лучшими — все идет к тому, что сужение рынка планшетов сохранится. В Digitimes Research оценивают общий объем отгруженных в каналы на протяжении начальной календарной четверти устройств на уровне 46,65 млн аппаратов, вследствие чего результат предыдущего квартала может ухудшиться на 28,6%. В годовом сравнении негативная динамика составит около 8,6%.

Рынок планшетов умирает?

Поставки iPad вряд ли превысят 9,8 млн аппаратов, что засвидетельствует рекордно низкий для продуктов Apple квартал. Если прогноз подтвердится, то спад по индикаторам «QoQ» и «YoY» составит 39,1% и 20% соответственно. Общие поставки прочих брендов и устройств категории «white-box» сократятся на 25,9% и 24,1% «QoQ», до 21,5 млн и 15,4 млн соответственно.

Вопреки ожидаемому провалу, Apple останется на вершине рейтинга — за ней будет 21% глобального рынка. Следом разместятся Samsung (14%), Lenovo (7,2%), Amazon (5,8%), Huawei Device (4%), Asustek Computer (2,7%), Microsoft (2,6%), TCL (2,6%), LG Electronics (1,8%) и Acer (1,2%).