Несмотря на общий спад экономической активности, вызванный прежде всего ростом цен на нефть, продажи компьютеров в III квартале 2005 г. превысили результаты достаточно благополучного предыдущего трехмесячного периода. Стимулирующим фактором, помимо дальнейшего удешевления мобильных и настольных ПК, стал новый учебный сезон, сопровождающийся обновлением парка компьютеров и ростом спроса на них со стороны частных пользователей.
По сообщению IDC, мировые объемы реализации настольных и мобильных компьютеров, а также серверов, построенных на архитектуре x86, с июля по сентябрь выросли на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и приблизились к 53 млн единиц, причем в августе аналитики прогнозировали более скромные показатели – всего на 13,3%. Gartner сообщила об увеличении продаж до 55 млн ПК – это на 17,2% больше, чем в III квартале предыдущего года.
Исследователи связывают такие темпы с более активным, чем планировалось, удешевлением и ноутбуков, и настольных ПК. Этот фактор значительно стимулировал спрос на них перед началом учебного сезона, причем не только со стороны тех, кто приобретает ПК впервые, но и тех, кто покупает его для замены старых моделей или в качестве второго компьютера домой.
Компания | IDC | Gartner | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | |
Dell | 9483 | 18,0 | 9244 | 16,8 |
Hewlett-Packard | 8464 | 16,0 | 8350 | 15,2 |
Lenovo | 4072 | 7,7 | 4050 | 7,4 |
Acer | 2493 | 4,7 | 2443 | 4,4 |
Fujitsu/Fujitsu Siemens | 1995 | 3,8 | 2037 | 3,7 |
Остальные | 26 303 | 49,8 | 28 919 | 52,5 |
Всего | 52 809 | 100,0 | 55 042 | 100,0 |
Лидером на мировом рынке, по мнению обеих компаний, остается Dell, хотя ее доля постепенно уменьшается. Gartner даже подчеркивает, что в III квартале рост продаж Dell впервые за 7 лет оказался ниже, чем рынка в целом. Маркетологи объясняют это изменением приоритетов Dell: сейчас компания в гораздо большей степени нацелена на обеспечение прибыльности своего бизнеса, чем на завоевание и удержание позиций на рынке, как это было ранее. Hewlett-Packard, занимающая вторую строчку в мировом рейтинге поставщиков ПК, смогла немного увеличить свою долю, в основном за счет роста спроса на ее продукцию в США и Азии, – «локомотивом» этого послужили ноутбуки начального и бизнес-класса.
Продажи Lenovo, для которой III квартал стал вторым «самостоятельным» после слияния с подразделением персональных компьютеров IBM, выросли на 13% (относительно суммарного объема сбыта Lenovo и IBM в III кв. 2004 г.) и на 8,6% по сравнению с предыдущим кварталом. Как отмечают в IDC, такая динамика в целом говорит о весьма успешном процессе интеграции активов двух компаний.
Четвертую строчку по-прежнему занимает Acer, продолжающая активно наращивать продажи. В III квартале темпы оказались немного меньше, чем во II, – 50% против 65%, но и этот результат впечатляет. Компания продолжает прикладывать усилия для завоевания новых позиций на рынке США, однако в Северной Америке она пока не входит даже в пятерку крупнейших поставщиков. Здесь фигурирует Apple, рост сбыта которой на американском рынке превысил 44%. Эксперты считают, что такой результат достигнут благодаря обновленной линейке Mac Mini и популярности продукции «яблочной» компании в шоу- и кинобизнесе.
Рост потребления ПК в регионе EMEA оказался даже выше, чем в среднем в мире, – 18,3%, по данным Gartner, и 20,2% – IDC. По оценкам последней, продажи ноутбуков увеличились почти на 40%, тогда как десктопов – лишь на 11%. В Западной Европе они выросли лишь на 16%, в основном за счет северного (Дания, Нидерланды, Норвегия) и южного (Испания, Италия, Греция) регионов. В то же время благодаря России, Польше, Украине и Румынии в Центральной и Восточной Европе сбыт увеличился на 27%. Примечательно, что, по данным Gartner, на европейском рынке удешевление компьютеров происходило медленнее, что связано с дефицитом некоторых комплектующих, в частности материнских плат.
В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке лидером является HP, которая, правда, продолжает терять здесь свою долю. Увеличение ее продаж в III квартале на 15,2% эксперты объясняют достаточно эффективной программой сотрудничества с розничными продавцами. Однако отмечается, что в сегменте десктопов для корпоративного рынка HP все труднее конкурировать с Dell. Последняя сокращает отставание от лидера, проводя весьма агрессивную политику привлечения клиентов из числа компаний малого и среднего бизнеса.
Компания | IDC | Gartner | ||
Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | Объем поставок, тыс. шт. | Доля рынка, % | |
Hewlett-Packard | 2577 | 16,1 | 2712 | 15,9 |
Dell | 1912 | 12,0 | 1945 | 11,4 |
Acer | 1512 | 9,5 | 1521 | 8,9 |
Fujitsu/Fujitsu Siemens | 1248 | 7,8 | 1264 | 7,4 |
Lenovo | 687 | 4,3 | 688 | 4,0 |
Остальные | 8025 | 50,3 | 8925 | 52,3 |
Всего | 15 961 | 100,0 | 17 054 | 100,0 |
В свою очередь Acer, занимающая третью строчку в EMEA, продолжает уменьшать отрыв от Dell – сейчас он составляет 2,5%, тогда как год назад равнялся как минимум 3,5%. За отчетный период, по данным IDC, объемы ее реализации здесь увеличились на 47,4%. Компания по-прежнему является лидером региона по продажам ноутбуков, причем в последнее время она существенно улучшила канал поставок этих устройств розничным продавцам. Отмечается также, что во второй половине 2005 г. Acer усилила свое присутствие в странах Центральной и Восточной Европы – этот регион обеспечит ей значительный прирост продаж и в IV квартале.
Почти 30%-ного увеличения сбыта ПК в EMEA добилась Fujitsu Siemens Computers, и тоже благодаря ноутбукам. Рост продаж портативных ПК компании превысил 60% – по этому показателю она оказалась лидером среди европейской пятерки крупнейших вендоров. Основной страной сбыта для FSC остается Германия, однако компания увеличивает свое присутствие в сегменте SMB во всем регионе.
В десятке крупнейших поставщиков EMEA фигурируют и Lenovo (которая, несмотря на реструктуризацию, смогла повысить продажи на 7,3%), NEC CI/Packard Bell, Samsung, LG, BenQ, Apple, а также ASUS – в завершившемся квартале она впервые вошла в данный список, замкнув его.
В Азии прирост продаж составил 31–33%, а обеспечили его, в основном, Китай, Индия, Тайвань, Южная Корея и Гонконг. Интересно, что на японском рынке, который маркетологи традиционно выделяют из азиатского, сбыт увеличился всего на 9%. Как отмечает Gartner, причина кроется... в погодных условиях. Необычайно жаркое лето 2005 г. заставило японцев пересмотреть бюджеты – значительная их часть в июле-августе была направлена на приобретение кондиционеров вместо компьютеров.
Готовясь к сезону рождественских продаж, многие вендоры уже обновили модельные ряды ПК. По словам исследователей, в IV квартале, традиционно наиболее горячем для поставщиков, спрос также может оказаться выше, чем прогнозируется. В целом же за 2005 г. поставки, по всей видимости, увеличатся более чем на 15%. Точные цифры станут известны в январе 2006 г.