Рынок PDA в I квартале: взгляд под разными углами

24 май, 2005 - 23:00Алексей Гвозденко

Недавно ряд аналитических фирм опубликовал свои оценки для рынка карманных устройств в первом квартале. Их можно назвать в чем-то неожиданными, в чем-то противоречивыми, но уж никак – не однозначными. Тем более что и на сам упомянутый сегмент различные эксперты предпочитают смотреть по-разному.

Согласно оценкам аналитической фирмы Gartner по итогам первого квартала мировой объем поставок персональных электронных секретарей увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 25% и оказался равным 3,4 млн шт. Данный результат впечатляет даже сам по себе, а если вспомнить, что на протяжении всего 2004 г. PDA (в том числе и с функциями доступа к сотовым сетям) неуклонно сдавали свои позиции под натиском приобретающих все большую популярность смартфонов… Не будем также забывать, что первый квартал отнюдь не является периодом повышенной покупательской активности (а скорее, даже наоборот). Наконец, средняя продажная цена карманных устройств достигла, по оценкам Gartner, рекордной за последние пять лет отметки – $406 (это на 15% больше, чем в первом квартале 2004 г.).

Рынок PDA в I квартале взгляд под разными углами

Впрочем, увеличение средней стоимости PDA объясняется ростом продаж моделей высокого уровня – то есть в данном случае особой причинно-следственной связи между ценой и спросом нет. А увеличение поставок персональных электронных секретарей эксперты Gartner связывают с тем, что для многих пользователей жизненно необходимым стал такой сервис, как мобильный беспроводной доступ к электронной почте.

«Приблизительно 55% поставок PDA в первом квартале 2005 г. пришлись на модели с интегрированными средствами доступа к беспроводным локальным сетям либо сетям сотовой связи, – комментирует обнародованные своей компанией данные ведущий аналитик подразделения Gartner Computer Platforms Worldwide Тодд Корт (Todd Kort). – Само увеличение поставок PDA во многом является результатом растущей популярности беспроводных служб для работы с электронной почтой, причем немало пользователей отдают предпочтение устройствам с большими дисплеями и полнофункциональными QWERTY-клавиатурами, позволяющими набирать текст обеими руками».

Очень показательно подобное объяснение дополняется тем фактом, что лидером мирового рынка PDA по объему поставок в первом квартале стала канадская компания Research-in-Motion (RIM), чьи устройства семейства BlackBerry в сочетании с одноименными службами обеспечивают пользователям один из наиболее удобных механизмов работы с электронной почтой, а также с Web, корпоративными базами данных и т. п., что называется, на ходу.

Впрочем, некоторые специалисты склонны смотреть на успех RIM более широко. «При выпуске новых продуктов даже после решения всех проблем с аппаратным и программным обеспечением у производителей карманных устройств сегодня остается немало сложностей, связанных с выбором оптимальных каналов сбыта, налаживанием взаимоотношений с операторами и мотивированием их к установлению контактов с теми менеджерами на предприятиях, которые принимают решения о закупках в области IT», – отмечает директор и старший аналитик фирмы Canalys Крис Джонс (Chris Jones). Как полагают в этой фирме, RIM является одним из наиболее ярких примеров налаживания таких отношений – в настоящее время она сотрудничает уже более чем с сотней операторов. Правда, пока порядка 80% ее бизнеса приходится на Соединенные Штаты, и высказывается мнение, что ей надо активнее осваивать другие регионы, в частности Азиатско-Тихоокеанский и EMEA. Впрочем, в RIM, похоже, и сами это осознают и принимают соответствующие меры – так, совсем недавно было объявлено о планах запуска сервисов BlackBerry в сети российского оператора сотовой связи «МТС».

Обращает на себя внимание и успех финской Nokia, вернувшейся на рынок PDA с возможностью доступа к мобильным сетям с выпуском устройств Nokia 9300 и 9500, которые позволили ей с ходу подняться на четвертую с точки зрения рыночной доли позицию, опередив Dell. К слову, эксперты подчеркивают, что благодаря своим функциональным особенностям (наличие клавиатуры и т. п.) новые продукты могут существенно помочь Nokia закрепиться в корпоративном сегменте.

Помнится, не так давно – около полугода назад – специалисты высказывали мнение, что возобновление роста продаж «традиционных» (не объединенных с мобильным телефоном) персональных электронных секретарей может быть стимулировано производителями путем расширения функциональности своих устройств, к примеру за счет дополнения их приемниками GPS. Подобные предположения уже находят подтверждение – в частности, в итогах первого квартала на западноевропейском рынке мобильных устройств (включая PDA и смартфоны), опубликованных недавно IDC. И хотя на, условно говоря, интегрированные продукты (сочетающие в себе сотовый телефон и средства управления персональной информацией) приходится львиная доля – 73% от всех поставок, их 55%-ный прирост эксперты в чем-то относят и на счет традиционных моделей, дополненных GPS-приемниками, причем тенденция эта наблюдается как в потребительском, так и в бизнес-сегменте. В целом увеличение поставок PDA без телефонных функций в Западной Европе составило 19%. «Устойчивому спросу способствовали такие факторы, как постоянное совершенствование изготовителями своих продуктов в сочетании с соответствующей стратегией сбыта и разумная ценовая политика, включающая снижение средней стоимости ПО для GPS и аппаратных компонентов, – заявил аналитик European Mobile Devices Джиф Блейбер (Geoff Blaber). – При этом анонсы моделей со встроенными средствами GPS рядом компаний, в том числе Garmin, Mio и Navman, демонстрируют их стремление активно осваивать данный рынок».

Однако в глобальном масштабе на текущий момент наблюдается иная тенденция: по оценкам той же IDC, в первом квартале общемировой объем поставок персональных электронных секретарей без встроенных телефонных функций (но включая устройства, предоставляющие возможность доступа к беспроводным локальным сетям) снизился на 12,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и на 30,6% – с предыдущим кварталом и составил 1,9 млн шт. При этом звучит мнение, что расширение функциональности традиционных PDA – все-таки временная мера. «Несмотря на то что производители могут успешно увеличить продажи PDA за счет дополнения их новыми функциями, наиболее перспективным является сегмент интегрированных мобильных устройств», – считает Дэвид Линсалата (David Linsalata), аналитик программы IDC Mobile Devices. К слову, реализация таких устройств, по данным IDC, в первом квартале возросла в сравнении с аналогичным периодом 2004 г. на 134,6%, до 8,4 млн шт.

Мировой рынок PDA в I кв. 2005 г.,по данным Gartner*
Компания Объем поставок, шт. Рыноная доля, % Рыночная доля в I кв. 2004 г., % Прирост объема поставок по сравнению с I кв. 2004 г., %
RIM 711 000 20,8 14,8 75,6
palmOne 614 750 18,0 30,5 -26,3
HP 601 352 17,6 21,0 4,4
Nokia 340 000 9,9 0,0
Dell 217 000 6,3 6,0 32,9
Остальные 935 010 27,3 27,7 23,5
Всего 3 419 112 100,0 100,0 25,0
*Включая устройства со встроенными функциями сотового телефона.
Мировой рынок PDA в I кв. 2005 г.,по данным IDC*
Компания Объем поставок, шт. Рыночная доля, % Рыночная доля в I кв. 2004 г., % Прирост объема поставок по сравнению с I кв. 2004 г., %
palmOne 619 253 32,6 37,5 -23,6
HP 496 755 26,2 26,8 -14,0
Dell 216 229 11,4 7,3 37,4
Acer 124 034 6,5 0,9 509,4
Medion 79 500 4,2 0,6 467,9
Остальные 361 098 19,0 26,8 -37,6
Всего 1 896 869 100,0 100,0 -12,1
*Исключая устройства со встроенными функциями сотового телефона.