Рынок PDA в 2003 г.: спад продолжается

17 февраль, 2004 - 00:00Алексей Гвозденко
Согласно оценкам Gartner, в 2003 г. мировой объем поставок персональных электронных секретарей уменьшился в сравнении с 2002 г. на 5,3% и составил 11,5 млн. шт. Данные, опубликованные IDC, выглядят еще более обескураживающими: 17,9%-ный годовой спад (всего в мире, как рассчитали специалисты этой аналитической фирмы, в течение 2003 г. было продано 10,4 млн. PDA).

Приведенные цифры способны вызвать недоумение, особенно на фоне разговоров, с одной стороны, о массовом переходе к мобильным вычислениям, с другой -- о наконец-то начавшемся в IT-индустрии подъеме. Но, оказывается, ничего противоречивого тут нет: уменьшение объема продаж PDA, которое, если вспомнить, наблюдается достаточно давно ("Компьютерное Обозрение", # 8, 2003, itc.ua/12685), эксперты сейчас уже объясняют ростом популярности смартфонов и даже обычных мобильных телефонов с расширенными функциональными возможностями, которые просто-напросто вытесняют эти самые PDA -- причем особенно "уязвимыми", как несложно догадаться, оказались модели начального уровня.

"До конца нынешнего года распространение смартфонов будет оказывать отрицательное влияние на сегмент низкоуровневых PDA, поскольку смартфоны предоставят индивидуальным пользователям, нуждающимся только в средствах управления персональной информацией и работы с электронной почтой, все необходимые возможности, -- считает ведущий аналитик Gartner Computing Platforms Worldwide Тодд Корт (Todd Kort). -- В результате такие пользователи будут все менее заинтересованы в приобретении тех моделей PDA, которые обладают лишь базовыми функциями".

"С учетом растущего числа производителей, выпускающих продукты, сочетающие в себе телефон и персональный информационный менеджер, потребители будут постепенно отказываться от устройств, предлагающих только средства PIM", -- вторит ему аналитик IDC Mobile Devices Дэвид Линсалата (David Linsalata).

Таким образом, специалистами делается предположение, что более перспективным сейчас является сегмент PDA с расширенной функциональностью.

Мировой рынок PDA в 2003 г., по данным Gartner 
Компания  Объем поставок, тыс. шт.  Рыночная доля, %  Рыночная доля в 2002 г., % 
palmOne  4164,8  36,4  42,5 
Hewlett-Packard  2274,8  19,9  13,4 
Sony  1401,1  12,2  11,0 
Research-in-Motion  603,2  5,3  2,3 
Dell  582,5  5,1  0,6 
Toshiba  341,7  3,0  3,6 
Остальные  2087,7  18,2  26,5 
Всего  11455,8  100,0  100,0 

"Чтобы развиваться дальше, производителям карманных устройств необходимо дополнять свои продукты хорошо востребованными в настоящее время возможностями, такими, как функции цифрового плеера, фотокамеры и т. п.", -- считает Линсалата.

В свете этих высказываний прежде всего должны быть обеспокоены поставщики PDA на базе Palm OS, ведь именно эта платформа все-таки в большей степени ассоциируется с начальным уровнем.

"Основной удар придется на Palm OS, поскольку для значительной доли ее пользователей представляют интерес исключительно PIM-функции, -- говорит Тодд Корт из Gartner. -- Впрочем, в дальнейшем сложности испытают и поставщики устройств на платформе от Microsoft -- мы ожидаем, что в 2005 г. смартфоны начнут завоевывать и корпоративный сектор".

Однако привязка к операционной системе выглядит в данном случае, наверное, не совсем корректной, что весьма наглядно демонстрирует пример Sony, которая предлагает ряд "нафаршированных" моделей именно на основе Palm OS -- при этом по итогам 2003 г. она сумела добиться 5,5%-ного увеличения поставок (по оценкам Gartner). Правда, отмечается, что в последнем квартале 2003 г. основные продажи PDA Sony пришлись на продукты стоимостью до $250 -- точно так же, как у palmOne, Dell и Toshiba. Объем поставок PDA от palmOne и Toshiba снизился соответственно на 19,0 и 22,2% (в первом случае учитывались и устройства Handspring), а что касается Dell, то ее показатель роста -- 656,6% -- мало о чем говорит, так как она вышла на рынок персональных электронных секретарей лишь под занавес прошлого года.

Hewlett-Packard, в свою очередь, смогла достичь впечатляющих результатов -- 40,3%-ного прироста по итогам 2003 г. Как говорят наблюдатели, во втором полугодии HP проводила наиболее агрессивную политику на рынке, выпустив семь новых моделей PDA в ценовом диапазоне от $199 до 599.

Ну и безусловно, нельзя не обратить внимание на канадскую фирму Research-in-Motion, которая в 2003 г. стала четвертым (по данным Gartner) мировым поставщиком PDA и добилась 121,4%-ного прироста -- наивысший показатель среди ведущих компаний, за исключением Dell. Подобные успехи обусловлены волной массового обновления карманных устройств RIM, предлагаемых в пакете с разнообразными наборами услуг, пользовательская база которых на данный момент оценивается почти в 1 млн. человек. Так, к концу 2003 г. доля PDA RIM, приобретаемых уже существующими ее пользователями, достигла 35--40%.

Мировой рынок PDA в 2003 г., по данным IDC 
Компания  Объем поставок, тыс. шт.  Рыночная доля, % 
palmOne  3950,1  38,1 
Hewlett-Packard  2280,2  22,0 
Sony  1390,1  13,4 
Dell  610,8  5,9 
Toshiba  306,7  3,0 
Остальные  1824,9  17,6 
Всего  10362,8  100,0 

Особенно ярко тенденция к переходу на смартфоны проявляется в Европе (см. "Компьютерное Обозрение", # 17, 2003, itc.ua/13387). По расчетам еще одной аналитической фирмы -- Canalys, из 3,4 млн. мобильных аппаратов, купленных в течение IV квартала в регионе EMEA, 2,2 млн. пришлось на смартфоны и только 1,2 млн. на персональные электронные секретари. Интересно также отметить, что лидер сегмента смартфонов, Nokia, продала 1,7 млн. устройств, в то время как занявшая первое место в EMEA по объему поставок PDA Hewlett-Packard -- лишь 406 тыс.

К сожалению, по итогам всего 2003 г. пока доступны данные только для Западной Европы -- их опубликовала IDC. Тем не менее какие-то общие тенденции они, безусловно, отражают, да и сами по себе являются весьма любопытными.

Первое место по количеству проданных в 2003 г. PDA заняла Palm -- 32,3% рынка, а второе Hewlett-Packard -- 31,7% (причем по результатам четвертого квартала лидером стала уже она). Наверняка многих удивит, что на третьей позиции расположилась немецкая фирма Medion -- 7,9% (более того, согласно оценкам IDC, в четвертом квартале она вышла на пятое место в мировом масштабе, обойдя Toshiba). Эта компания начала работать на рынке карманных устройств лишь в 2003 г., а ранее была известна как поставщик недорогих компьютеров. Большинство ее PDA распродается через немецкую сеть магазинов Aldi, и, хотя Medion сейчас осваивает и другие каналы сбыта, сохранить достигнутые темпы роста, по мнению экспертов, ей будет сложно. Четвертое место занимает Sony -- 7,4%, а пятое Dell -- 4,8%.

Несмотря на массовое распространение смартфонов, ситуация на западноевропейском рынке PDA в 2003 г. отличалась от общемировой: поставки здесь увеличились по отношению к 2002 г. на целых 28%, достигнув 2,56 млн. шт. Хотя правильнее, наверное, сказать так: процесс перехода тут на смартфоны заключается в настоящее время в том, что их продажи растут быстрее, чем PDA.

Что касается распределения купленных жителями Старого Света персональных электронных секретарей с точки зрения операционных платформ, то в 2003 г. доля Windows Mobile оказалась равной 55,6%, а Palm OS -- 40,6%; при этом в 2002 г. картина была практически зеркально противоположной -- 41,0 и 54,4% соответственно.