Рынок мобильной связи: земля и воздух

13 ноябрь, 2002 - 00:00Александр Москалюк
Американская компания Leap Wireless, специализирующаяся на предоставлении мобильной связи по неограниченным тарифам, в июне этого года опубликовала результаты опроса своих клиентов. Более четверти (а именно, 26%) пользователей мобильной связи сообщили об отсутствии в их доме наземной линии. Доступная беспроводная связь постепенно заставляет все больший процент населения задуматься о рациональности использования наземных линий для личных нужд.
Исследования Leap Wireless проводились для рынка США, однако подобная тенденция уже наблюдается и во многих европейских странах, где жесткая конкуренция на рынке мобильных услуг снизила стоимость подключения до минимума, в то время как покрытие и качество связи продолжают расти. Не порадует телефонные монополии и информация об основной категории клиентов Leap Wireless -- пользователи, отказывающиеся от услуг обычной телефонии, преимущественно находятся в возрастной группе от 18 до 34 лет.

В 2000 г. 11% жителей стран Западной Европы заявили об отказе от услуг традиционным телефонным компаниям в пользу мобильного оператора. Годом позже, согласно исследованиям Strategy Analytics, о таком же поступке аналитикам уже сообщили 15% респондентов.

В отчетах Strategy Analytics по европейскому континенту можно найти еще один интересный прогноз -- мобильные операторы и беспроводная связь представляют угрозу не только поставщикам наземных линий, но и... производителям цифровых камер. Угрозу, разумеется, относительную -- к 2004 г., как считают исследователи, в мире будет продано больше телефонов со встроенными цифровыми камерами, чем собственно цифровых камер. А к 2007 г. развитие широкополосных беспроводных подключений приведет к тому, что каждый пятый проданный мобильный телефон будет содержать цифровую камеру.

Чарльз Голвин (Charles Golvin), аналитик Forrester Research, приводит результаты исследований своей компании, согласно которым доля американских пользователей, отказавшихся от наземных линий, составляет 2%. По его словам, будущее телефонных компаний трудно описать в оптимистичных тонах. "Такая статистическая оценка формируется, в основном, за счет "молодой" возрастной группы, -- утверждает Голвин. -- Они уезжают учиться, используют беспроводную связь в колледже, среди них есть такие, кто никогда в жизни не платил за установку и обслуживание наземной линии. Сегодня наибольшую тревогу испытывают местные телефонные компании, наблюдающие за падением спроса на новые подключения".

Подобные трансформации, конечно же, не возникли сами по себе. Мобильные операторы уже давно нацеливаются на рынок наземной связи, во многих регионах контролирующийся монопольными организациями с вытекающими отсюда уровнем цен и качеством услуг. В США первыми агрессивными шагами мобильных операторов стали "ночные" минуты и специальные пакеты "на выходные", которые во многие планы стали включать чуть ли не бесплатно. Именно в это время клиент находится дома и именно в данный момент он, скорее всего, воспользуется наземной линией для очередного звонка. Наступление на этом не остановилось, и сегодня многие западноевропейские и американские операторы предлагают бесплатные (или весьма дешевые) минуты для междугородных звонков. Упомянутая выше Leap Wire­less, к примеру, к пакетам неограниченной беспроводной связи, которые в США продаются под торговой маркой Cricket, ежемесячно прилагает 100 минут бесплатных исходящих звонков в любой город США.

По данным IDC, на сегодняшний день идею о наземной линии забросили 10 млн. американцев, в период с 2002 г. по 2006 г. клиентура американских телекомов обеднеет еще на 14 млн. абонентов. Рынок наземных коммуникаций, как в США, так и в Западной Европе, и без того не может похвастаться бурными успехами, а растущее распространение беспроводной связи в пакете с падающими ценами может и вовсе вытеснить привычные телефонные розетки на узкие специализированные рынки.

В США, как утверждают в Strategy Analytics, главная причина перехода на мобильные линии -- цена. В Европе, где развитые рынки уже не заботятся о ценовой конкуренции, основной приманкой мобильных операторов являются набор услуг и функциональность телефонов. Для привлечения клиентуры они даже пытаются копировать тарифные планы своих "наземных" коллег. Так, в США, где телефонная линия уже долгое время привычно тарифицируется по единой сетке за неограниченное количество звонков, компания Sprint также ввела в некоторых регионах пакет беспроводной связи, где пользователю предлагались аналогичные услуги за меньшую сумму.

Возможно, что при таком развитии событий на мобильных рынках Европы и Америки большинство клиентов последуют примеру персонажа рекламного ролика компании AT&T Wireless, где герой после покупки мобильного телефона обрезал домашний телефонный кабель.