Результаты продаж карманных компьютеров в I квартале текущего года окончательно подтвердили прогнозы экспертов относительно дальнейшего развития рынка: реализация устройств с интегрированными функциями телефона растет, а спрос на «обычные» КПК падает.
Согласно оценкам Gartner, объем поставок КПК по всему миру за первые три месяца 2006 г. достиг 3,65 млн шт., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,6%. Данный результат, кстати, превысил ожидания аналитиков (3,4 млн). Здесь следует оговориться, что под КПК агентство подразумевает портативные устройства массой менее 454 г (1 фунт), предназначенные для использования двумя руками и ориентированные прежде всего на работу с данными (data-centric). В то же время они могут комплектоваться как телефонными, так и другими модулями связи.
Рост индустрии, в частности, связан с успехами компании Research In Motion's (RIM), продавшей почти на треть больше, чем годом ранее. Сегодня ей принадлежит 25,5% рынка карманных ПК. Всего она отгрузила свыше 1 млн аппаратов, но 517 тыс. из них – Blackberry 71XX, классифицируемые Gartner как смартфоны, поэтому в отчете агентства отражено лишь 930 тыс. устройств. Примечательно, что ранее занимавший мизерную долю в структуре компании регион EMEA проявляет к аппаратам RIM все больший интерес – по данным Canalys, продажи этого производителя увеличились здесь более чем на 60%.
Некогда неоспоримый лидер рынка карманных компьютеров Palm второй год подряд демонстрирует спад своего сбыта примерно на четверть. Тем не менее с реализованными 460 тыс. устройств она занимает второе место в мире по объему поставок КПК. Отметим, что эти показатели не учитывают коммуникаторы Treo, которые после выпуска модификации на базе Windows Mobile стали еще популярнее.
Сократились продажи и у HP – 421 тыс. шт. по сравнению с 601 тыс. в I квартале 2005 г. Такой результат специалисты Gartner связывают, в частности, с тем, что ее mainsteam-модель iPAQ 65XX все еще работает под управлением устаревшей операционной системы Windows Mobile 2003, в то время как большинство карманных устройств уже перешли на Windows Mobile 2005.
На волне всеобщего интереса к портативным компьютерам с интегрированными GPS-приемниками выпускающая подобные устройства Mio Technology увеличила свой сбыт на 81,2% – до 217 тыс. единиц. А пятое место в мировом рейтинге производителей КПК, по версии Gartner, заняла Dell, продемонстрировавшая спад продаж с 217 до 143 тыс. шт. Самой востребованной ее моделью оказалась X51v.
Аналитики также отмечают, что в I квартале текущего года средняя цена КПК сократилась на 2,7% – до $395, объясняя это главным образом не слишком большим количеством анонсов новых устройств, которые в момент своего появления на рынке реализуются по несколько завышенным ценам.
Агентство IDC в своих рыночных оценках не берет во внимание сбыт коммуникаторов и смартфонов и за первые три месяца 2006 г. констатировало уменьшение сбыта КПК на 22,3% – до 1 млн 474 тыс. шт. (для сравнения, за аналогичный период прошлого года было реализовано 1 млн 898 тыс. аппаратов). Спад продаж продемонстрировали четыре из пяти крупнейших вендоров, одна лишь Mio Technology, продвигающая модели с GPS-приемниками, увеличила их почти на 85%.
Уменьшение объемов продаж «обычных» КПК подтверждает прогнозы экспертов относительно постоянно сокращающегося спроса на такие устройства. Рядовые пользователи все чаще отдают предпочтение конвергентным продуктам, а аппараты без телефонных модулей постепенно перемещаются в корпоративный сектор.
Компания | Gartner* | IDC | ||
Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | Объем поставок, шт. | Рыночная доля, % | |
RIM | 929 883 | 25,5 | Не указано | |
Palm | 459 970 | 12,6 | 475 000 | 32,2 |
HP | 421 336 | 11,5 | 346 000 | 23,5 |
Mio | 216 728 | 5,9 | 104 609 | 7,1 |
Dell | 143 200 | 3,9 | 143 100 | 9,7 |
Acer | Не указано | 110 688 | 7,5 | |
Остальные | 1 482 433 | 40,6 | 294 849 | 20,0 |
Всего | 3 653 550 | 100,0 | 1 474 246 | 100,0 |
*Включая устройства со встроенными функциями сотового телефона |