Рынок HDD: впереди – стабильный рост?

4 апрель, 2005 - 23:00Алексей Гвозденко

Но начнем все же с компьютерной отрасли, к которой пока еще наиболее тесно привязаны производители накопителей на жестких дисках. Здесь, как известно, последние пару лет, после общего спада в индустрии IT, наблюдается заметный подъем. Соответственно, и поставки HDD растут весьма существенными темпами.

Рынок HDD впереди – стабильный рост?
Рынок HDD впереди – стабильный рост?
Рынок HDD впереди – стабильный рост?
Рынок HDD впереди – стабильный рост?

Так, согласно оценкам аналитической фирмы iSuppli, в 2003 г. увеличение мировых поставок жестких дисков составило в сравнении с 2002 г. 18,7%, с 218 до 259 млн шт., а в минувшем году – 17,3%, до 304 млн шт.

Правда, в значительной мере подобные темпы роста эксперты iSuppli связывают с высоким спросом на ноутбуки (который, к тому же, в последние годы был одним из главных двигателей развития всей индустрии ПК) – в частности, в 2003 г. поставки мобильных жестких дисков возросли на 45% (до 45 млн шт.), а в 2004 г. – на 20,1% (до 54 млн). Однако высказываются предположения, что скоро указанные цифры уменьшатся, так как многие компании в ходе нынешнего цикла обновления компьютерного парка сразу перевели большое количество своих пользователей с настольных систем на мобильные, а значит, и спрос на ноутбуки, вероятно, снизится. К тому же и сам упомянутый цикл, в общем-то, подходит к завершению. А поскольку основной объем поставок HDD все-таки по-прежнему приходится (и в обозримой перспективе будет приходиться) на устройства для настольных ПК, в ближайшее время в любом случае следует ожидать снижения темпов развития мирового рынка жестких дисков: по прогнозам iSuppli, в нынешнем году они будут равняться примерно 10% (т. е. поставки достигнут порядка 333 млн шт.). Но есть и более приятные новости для изготовителей HDD: как полагают аналитики, в период с 2003 по 2008 гг. среднегодовой показатель развития составит 10,5% – иными словами, спрос, несмотря на окончание волны обновления компьютерного оборудования, продолжит достаточно стабильно расти.

За счет чего это будет происходить, догадаться, наверное, несложно – о возрастающей роли сегмента потребительской электроники для индустрии HDD специалисты говорят уже давно. Но что особенно важно, эксперты аналитической фирмы Gartner предсказывают в предстоящие несколько лет ощутимое увеличение оборота во всей отрасли HDD, которого не было с 90-х годов. И обеспечат его именно производители бытовых электронных устройств. А вот объемы продаж жестких дисков в таких сегментах, как настольные ПК, ноутбуки и оборудование корпоративного класса, останутся практически неизменными.

Согласно прогнозам компании In-Stat/MDR, к 2008 г. на потребительскую электронику будет приходиться приблизительно треть поставок HDD (в сравнении, к примеру, с 5% в 2003 г.). На сегодняшний момент наиболее широко накопители на жестких дисках применяются в таких категориях устройств, как персональные видеорекордеры, игровые приставки и портативные цифровые аудиоплееры. Нельзя не отметить, что с последними у производителей HDD наверняка связаны особенно большие надежды – как ожидается, с 2004 по 2009 гг.поставки моделей, использующих в качестве носителя информации встроенный жесткий диск, увеличатся в четыре раза.

Впрочем, в недалеком будущем предполагается массовый переход на HDD в качестве носителей и в других продуктах, включая персональные электронные секретари, навигационные устройства на базе GPS, цифровые фото- и видеокамеры, а также мобильные телефоны. На сотовых аппаратах тоже стоит остановиться подробнее – как полагают некоторые эксперты, именно с ними будет связана следующая волна спроса на жесткие диски в секторе потребительской электроники, несмотря на то что сегодня телефон со встроенным HDD воспринимается скорее как экзотика. Весьма любопытный прогноз на этот счет обнародовала в свое время компания IDC, согласно которому в нынешнем и следующем году поставки аппаратов с интегрированным HDD не превысят одного-двух миллионов, а вот в 2007 г. произойдет настоящий коренной перелом, и в мире будет продано свыше 25 млн подобных устройств; более того, в 2008 г. данное число предположительно увеличится до 55 млн.

Наиболее широко в потребительских устройствах на текущий момент применяются 3,5-дюймовые HDD. Объяснение тут довольно простое – чаще всего жесткими дисками сейчас оснащаются, ну, скажем так, достаточно габаритные устройства, в которых приоритетными требованиями являются емкость и дешевизна, – видеорекордеры, ТВ-приставки, домашние мультимедийные центры, игровые консоли, бортовые автомобильные системы. Что интересно: в течение ближайших лет объемы использования 3,5-, а также 2,5-дюймовых моделей в потребительской электронике будут расти и к 2008 г. достигнут соответственно 73 и 33 млн шт. (в сравнении с 5 и 37 млн в нынешнем году) – т. е., несмотря на всеобщее стремление к миниатюризации, с точки зрения соотношения функциональных характеристик и цены такие HDD еще долго будут оставаться оптимальным выбором для целого ряда продуктовых категорий. С другой стороны, массовый переход на жесткие диски изготовителями разнообразных портативных устройств приведет к росту объемов применения 1-дюймовых накопителей – с 11 млн в 2005 г. до 74 млн в 2008 г. (оценка Gartner), причем тут еще не учитываются появившиеся совсем недавно 0,85-дюймовые HDD. А вот что касается 1,8-дюймовых дисков, то они в сегменте потребительской электроники, судя по всему, не особо приживутся. Тем не менее в целом для дисков малого формфактора (1,8- и 1-дюймовых), включая все возможные области применения, iSuppli предсказывает рост продаж с 2,2 млрд долл. в 2004 г. до 5,7 млрд в 2008 г.

Ну и в завершение несколько слов следует сказать о жестких дисках корпоративного класса – прогнозы по данному направлению на ближайшие несколько лет тоже должны быть весьма приятны для производителей. И дело тут не только в ожидаемом стабильном увеличении поставок (средние темпы которого в период с 2004 по 2008 гг. составят, как считают в Gartner, 9%), а еще и в том, что на 2007–2008 гг. предсказывается пусть и небольшой, но все-таки рост оборота в рассматриваемом сегменте – при том, что в период с 2000 г. по нынешний год объем продаж здесь снизился более чем вдвое, с 8 до 3,5 млрд долл. (хотя поставки практически все это время росли).