Хотя сезон рождественских продаж не завершен и еще рано подводить какие-то итоги, опыт предыдущих лет показывает, что в этот период наиболее показательной является первая неделя, которая и определяет основные тенденции.
Ежегодно в начале декабря исследователи из Nielsen//NetRatings составляют специальный рейтинг Holiday eShopping Index, анализируя информацию, полученную от 100 онлайн-торговцев по 10 категориям товаров. В нынешнем декабре по сравнению с прошлым годом рост рождественских продаж в Сети составил в среднем 33%. Если в конце 2004 г. было зафиксировано 345,6 млн посещений интернет-магазинов, то сегодня это число выросло до 460,2 млн (см. табл.).
По словам Хизер Догерти (Heather Dougherty), старшего аналитика Nielsen//NetRatings, это происходит не только за счет тех, кто впервые обращается к торгующим сайтам, но и благодаря опытным покупателям, причем последние стараются подробно изучить продукты, сравнить ценовые предложения, и их цель – совершить покупку с максимальной скидкой.
Наиболее быстро увеличивается объем реализации товаров в категории «Книги/музыка/видео», где прирост составил 238%. На втором месте продажи нарядов – 38%, «Игрушки/видеоигры», «Бытовая электроника» и мелкая розница – 27–28%.
«В одних категориях относительно медленно, в других стремительно, но в любом случае продажи Web-магазинов по сравнению с прошлым сезоном растут во всех сегментах, а с приближением Рождества эта тенденция только усиливается», – отмечает Догерти. – «Экспоненциальный рост продаж музыки, книг и видеофильмов можно объяснить тем, что производители таких товаров подготовили массу новинок именно к рождественскому сезону».
Категория товара | 2005 | 2004 | Прирост, % |
Книги/музыка/видео | 45,9 | 13,6 | 238 |
Одежда и украшения | 17,2 | 12,5 | 38 |
Дом и сад | 12,3 | 9,6 | 28 |
Игрушки/видеоигры | 11,3 | 8,8 | 28 |
Мелкая розница | 262,1 | 204,8 | 28 |
Бытовая электроника | 24,9 | 19,6 | 27 |
Компьютеры/ПО | 27,1 | 22,2 | 22 |
Цветы/сувениры | 6,2 | 5,2 | 21 |
Только сравнение цен | 53,1 | 49,3 | 8 |
Суммарно | 460,2 | 345,6 | − |
В среднем | − | − | 33 |
Источник: Nielsen//NetRatings Holiday eShopping Index, декабрь 2005 |
Интересно, что если сравнить эти показатели только в течение последнего месяца, то самой быстрорастущей категорией оказываются не книги, музыка и фильмы, а видеоигры и связанные с ними товары, поскольку большинство новинок здесь также готовилось специально к периоду максимального спроса на подарки. Так, выход новой версии Xbox вызвал настоящий фурор. Был период, когда на eBay из-за дефицита этого продукта его предлагали чуть ли не по тройной цене. В результате рост продаж в этом сегменте составил 149%. Следом идут «Цветы и сувениры» – 113%, а за ними расположились бытовая электроника и ювелирные изделия – 90% и 81% соответственно.
Но обратимся и к другим исследования по той же теме. Если индекс Nielsen//NetRatings учитывает только количество посещений сайтов онлайновых магазинов, то прогнозы Forrester Research относятся к объемам продаж в денежном выражении за тот же период. Согласно ее данным, этот показатель по сравнению с прошлым годом должен увеличиться на 25%, и только в США в нынешний рождественский сезон онлайн-покупки впервые сделают более 2,5 млн домашних пользователей. Интересно также отметить, что только пятая часть американцев, имеющих доступ в Интернет, сегодня не совершает никаких покупок в Web-магазинах. С другой стороны, 40% из тех, кто использует такую возможность, стараются не обращаться на небольшие и малоизвестные сайты, опасаясь обмана.
Тем не менее доверие огромной массы домашних пользователей компьютеров к онлайн-покупкам с каждым годом растет, и все больше людей отдают предпочтение именно такой форме похода в магазин, особенно если речь идет о приобретении подарка.