Рост продаж ПК во втором квартале обеспечили ноутбуки

1 август, 2005 - 23:00Александр Москалюк

Второй квартал нынешнего года для мирового рынка ПК вновь оказался весьма успешным, однако на этот раз первую скрипку сыграли портативные ПК. Об этом свидетельствуют данные, которые на днях опубликовали две наиболее авторитетные в этом вопросе исследовательские фирмы – IDC и Gartner.

Согласно оценкам IDC, в рассматриваемый период зафиксирован 16,6%-ный рост продаж (превысивший прогноз в 12,3%, который был опубликован в мае). Специалисты компании объясняют это в первую очередь стабильным увеличением реализации систем начального класса и портативных ПК.

Наиболее динамично развивался во втором квартале регион EMEA – здесь продажи продемонстрировали наибольшую динамику по сравнению с предыдущим кварталом – 20%. По мнению экспертов, она обусловлена несколькими причинами. Главной из них стало снижение курса евро по отношению к доллару. Лэптопы менее чем за 600 евро появились в ассортименте всех основных производителей этих устройств, что позволило существенно увеличить продажи малым и средним компаниям Европы. «Положительная динамика подтверждает высокую эластичность спроса на ПК, – говорит директор по исследованиям IDC European Personal Computing group Керин Паоли (Karine Paoli). – Однако доходы растут гораздо медленнее, чем поставки в «штучном» выражении». Что же касается настольных ПК, то спрос на них вырастал в основном за счет популярности домашних медиацентров, а также активности образовательных учреждений, которые, пользуясь межсезоньем, обновляли парк ПК.

Несмотря на благоприятную ситуацию в сегменте ноутбуков, в ряде крупных европейских государств рост продаж сдерживался макроэкономическими факторами. Рынки Германии и Италии все еще находятся под воздействием сложных общеэкономических условий, а в Великобритании начавший было оживляться спрос опять замедлился. На этом фоне выделялись страны Скандинавии, где продажи увеличились весьма значительно.

Наибольшая же положительная динамика наблюдалась в Центральной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. По мнению аналитиков, здесь оказались популярными бюджетные десктопы и ноутбуки, причем реализация последних во втором квартале практически удвоилась.

Как и ожидалось, на рынке США второй квартал оказался лучше первого за счет увеличения спроса в госсекторе и в потребительском сегменте, тогда как особого роста реализации корпоративным пользователям, напротив, не произошло. А вот продажи в Японии, как и ранее, сдерживаются медленным экономическим ростом, острой конкуренцией между ПК и домашней электроникой и высокой степенью насыщения рынка компьютерными системами.

Лидером на мировой арене по-прежнему остается Dell, владеющая 19,3% глобального рынка ПК. Вторую строчку занимает HP, которой принадлежит 15,3%. Это несколько меньше, чем за такой же период прошлого года, несмотря на рост продаж компании на 23%. Его обеспечила активность HP на европейском рынке, где она занимает лидирующие позиции, а также в Южной Азии.

Lenovo, располагающая теперь активами подразделения персональных ПК IBM, показала небольшой прирост объемов реализации – 7,7%. При этом продажи компании в США по сравнению с прошлым годом сократились на 12%, что вызвано в том числе и продолжающимся смятением в стане американских клиентов IBM, связанным с покупкой бизнеса китайской компанией. С другой стороны, сбыт в азиатском регионе (за исключением Японии), на который приходится половина всего бизнеса Lenovo, увеличился на 18%.

Структура продаж ПК на мировом рынке
  IDC Gartner
Объем продаж, тыс. шт. Доля рынка, % Объем продаж, тыс. шт. Доля рынка, %
Dell 8982 19,3 8756 17,9
HP 7251 15,6 7123 14,6
Lenovo 3535 7,6 3529 7,2
Acer 2032 4,4 2116 4,3
Fujitsu/Fujitsu Siemens 1722 3,6 1737 3,6
Остальные 23 044 49,5 25 660 52,5
Всего 46 566 100 48 920 100

Весьма агрессивно растущая Acer продолжает экспансию на европейском рынке – ее показатели здесь увеличились на 65% за счет более значительного, чем у всех остальных, удешевления и ноутбуков, и десктопов. Однако приоритетным для компании остается американский потребитель – она пытается вновь вернуться в розничные сети США, инвестируя солидные средства в маркетинг в этом регионе.

В свою очередь, Fujitsu Seimens продолжает концентрироваться на Европе. Продажи ПК здесь возросли на 20% и теперь составляют 60% ее компьютерного бизнеса.

Структура продаж ПК в регионе EMEA
  IDC Gartner
Объем продаж, тыс. шт. Доля рынка, % Объем продаж, тыс. шт. Доля рынка, %
HP 2436 16,7 2645 17,2
Dell 1928 13,2 1967 12,8
Acer 1325 9,1 1331 8,6
Fujitsu Siemens 1065 7,3 1107 7,2
Lenovo 677 4,6 679 4,4
Остальные 7167 49,1 7842 50,9
Всего 14 598 100 15 415 100

Год спустя после приобретения eMachines компания Gateway может похвастаться увеличением продаж во втором квартале на 26% по сравнению с первым, что подчеркивает правильность принятого решения. Однако после первых трех провальных месяцев 2005-го компании потребуется достаточно много времени для того, чтобы занять достойное место среди производителей ПК.

Для многих весьма неожиданным оказалось укрепление позиций Apple, умудрившейся за прошедший год повысить продажи на 37%, причем в Европе и Азии (кроме Японии) она их почти удвоила. Главным фактором такого успеха аналитики считают популярность Mac mini и iPod, которые обеспечили компании признание у энтузиастов и тех, кто покупает ПК впервые.

Что касается данных Gartner, то в соответствии с ними уровень общемировых продаж ПК во втором квартале достиг отметки в 48,9 млн единиц, что на 14,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом прогнозы исследователей оказались более точными, чем у коллег из IDC, – с реальными они расходятся всего на 2%. В определении лидера обе исследовательские фирмы сошлись, правда, его долю рынка они оценивают по-разному: по данным Gartner, во втором квартале Dell заняла 17,9%.

В исследовании Gartner так же, как и в отчете IDC, отмечается значительный рост продаж Apple, однако его темпы оцениваются немного ниже – 31,4%. Тем не менее активность позволила компании войти в пятерку основных продавцов компьютеров в США.

В целом же вердикт аналитиков Gartner весьма похож на мнение их коллег. «Хотя результаты оказались немного лучше, чем мы предполагали, прошедший квартал характеризовался ожесточенными ценовыми войнами между поставщиками ПК. Мы считаем, что во второй половине года они лишь усугубятся», – отмечает вице-президент Gartner Чарлз Смулдерс (Charles Smulders).