Роскошь неэффективности в интернете

13 сентябрь, 2011 - 12:18Sergey Petrenko

Уверен, что подобные ощущения возникали не только у меня. Вот это странное ощущение, которое возникает при виде какого-то откровенно плохо организованного процесса, совершенно неэффективного бизнеса, который при этом работает, процветает, видимо, по крайней мере, точно не разваливается. «Невидимая рука рынка» почему-то не срабатывает в огромном количестве случаев.

Особенно неприятно, когда это встречается в интернете. Точнее, не так — неприятно, когда видишь пример такого бизнеса, а его владельцы, управляющие, люди, непосредственно его ведущие — твои знакомые, и вроде бы вполне адекватные люди.

Почему так происходит? Почему живут откровенно плохо организованные предприятия? Ведь их успех, пусть и относительный, разлагает остальных — зачем напрягаться и отрываться на три круга, если достаточно бежать всего в нескольких метрах впереди?

Я не буду сейчас влезать в тонкости процессов вне интернета и ограничусь только близкой темой. На мой взгляд, жить настолько неэффективно интернет-компаниям позволяет крайне низкая себестоимость производства. «Основные средства» стоят копейки — для работы вебмастера нужен компьютер, дешевый интернет (потому что не осталось в природе дорогого интернета), дешевый хостинг (пока он дорастет до дорогого, тот тоже подешевеет) и все. Не надо покупать прокатный стан или строить здание цеха. Даже офис не нужен, но, если вдруг понадобится, снять его тоже недорого.

Этот низкий стартовый порог приводит, с одной стороны, к массовому наплыву некомпетентных людей. Онлайн-предпринимателем называет себя (и формально действительно таковым является) каждый первый вебмастер, продавший ссылок с сайта на 10 долларов.

А с другой стороны, эта низкая себестоимость приводит к тому, что об эффективности управленческих решений никто вообще не заботится. В самом деле, если прибыльность проекта составляет как минимум десятки процентов, зачем тратить усилия на то, чтобы увеличить ее еще на процент?

Казалось бы, что в условиях наличия основной массы неэффективных управляющих, те немногие, кто догадаются применить опыт более традиционных отраслей, будут выглядеть недосягаемыми. «В стране слепых одноглазый — король». Увы, но глядя на примеры хозяйствования в интернет-компаниях менеджеров из, казалось бы, более жестких сфер, печалишься еще больше и теряешь веру в то, что хоть где-то существуют эффективные компании.

Поэтому начинать надо с себя. И немедленно.