Рекорды краудфандинга

8 май, 2015 - 17:51Євген Куліков

Совместное финансирование (краудфандинг) в последние годы набирает популярность. Постоянно на слуху как минимум Kickstarter – одна из крупнейших площадок для сбора средств. И хотя изначально она создавалась для привлечения денег на реализацию творческих проектов, со временем на первое место вышли разработчики всевозможных устройств. Составить представление о масштабах данного явления и текущем состоянии дел позволяет блог Мэтта Витейлера, генерального партнера фонда Flybridge Capital Partners.

По оценкам специалистов, в I квартале около 130 разработчиков оборудования собрали предварительных заказов почти на 70 млн долл. Это примерно треть от общей суммы, поднятой аппаратными проектами с тех пор, как они около пяти лет назад получили доступ на Indiegogo и Kickstarter. Что и говорить, рекордный квартал. Но каково в целом состояние рынка краудфандинга аппаратного обеспечения?

Из 128 стартапов, чьи кампании по сбору средств в первой четверти преодолели порог в 100 тыс. долл., и которые анализируются в данном обзоре, 65% были размещены на Kickstarter и 35% – на Indiegogo. Впрочем, разрыв между этими двумя платформами быстро сокращается, и в то время, как Kickstarter собрал рекордную общую сумму (благодаря Pebble), средние суммы на Indiegogo были выше.

Безусловным лидером квартала стала Pebble, собравшая 68,4 млн долл. Ее «умные» часы Pebble Time превзошли все предыдущие рекорды. Для сравнения, известный производитель часов Fossil, со всеми своими моделями и магазинами, обычно зарабатывает в первом квартале всего примерно вдвое больше.

Если исключить Pebble, общая сумма, поднятая на Kickstarter, сократится почти на треть. Что заставляет задуматься, чего стоило Kickstarter заполучить такого клиента (по стандартным условиям платформа получает 5% от привлеченных средств).

Следующие рекордсмены квартала – Sondros (велосипед с электромотором) и Zano (дрон для селфи) – по состоянию на 31 марта они собрали 4,7 и 3,5 млн долл. соответственно.

С точки зрения категорий, однозначным лидером квартала стала носимая электроника. Также неплохие результаты показали аксессуары для ПК, мобильных телефонов, планшетов и т.п., и бытовая техника (устройства, используемые для обеспечения безопасности, приготовления пищи, уборки и т.д.). В общей сложности на эти две категории пришлось 42 проекта и около 15,6 млн долл.

Рекорды краудфандинга

Неплохо отметились велосипеды – пять проектов собрали в общей сложности 6,1 млн долл. Популярная категория последнего времени – 3D-принтеры – с января по март показала себя сравнительно слабо – 11 проектов и 4,3 млн долл. Похоже потребители уже подустали от нее ввиду запуска за последние несколько лет большого числа в целом аналогичных продуктов. Поэтому в перспективе вряд ли она будет собирать много денег.

Возможно самый большой недостаток проектов краудфандинга – задержки, из-за которых страдают потребители. К примеру, данные за декабрь 2014 г. показали, что только один из пяти продуктов начинает отгружаться к изначально заявленному сроку. Большинство же выходит с задержкой три и более месяцев.

Рекорды краудфандинга

По состоянию на 31 марта, девять ранее отложенных продуктов, которые подняли венчурное финансирование, наконец-то начали поставляться, а 27 других до сих пор в работе. Превышение сроков составляет от месяца до полутора лет (в последнем случае речь идет об Ube – системе управления освещением в доме через Wi-Fi). В общей сложности 11 млн долл. коллективного финансирования остаются замороженными в проектах, которые еще не реализованы, но и не закрыты официально.

Рекорды краудфандинга

Третий график не слишком удачный, потому что трудно было соотнести крупные проекты вроде Pebble Time, Sondros и Zano, с примерно 40 кампаниями, собравшими менее 150 тыс. долл. Однако, он наглядно демонстрирует, что всего несколько проектов собрали более 1 млн долл. Кроме того, дата начала отгрузок неплохо коррелирует с суммой. Т.е. потребители готовы ждать предварительно заказанные устройства.

Таким образом, данные за первый квартал показывают, что краудфандинг, вне всякого сомнения, является важным инструментом развития аппаратных стартапов. Общий объем предварительных заказов составил около 85 млн долл. И пока похоже, что, несмотря на определенные сложности, потребители охотно рискуют своими деньгами для поддержки подобных проектов. Посмотрим, как все будет развиваться в дальнейшем.