Реформа таможенной службы? Аналитика в помощь

10 сентябрь, 2014 - 11:07Руслан Костецкий

Сегодня наше общество находится на пути перемен, реформы требуются практически во всех сферах жизнедеятельности государства, и одних нормативных актов тут будет недостаточно.

Возьмем, скажем, таможню. Задачей таможенных органов является защита экономических интересов государства, контроль соблюдения правил въезда на территорию страны и выезда, предотвращение незаконного ввоза и вывоза грузов, а также сбор пошлины. Что же необходимо украинской таможне сегодня? На мой взгляд, это качественный анализ рисков, таможенный пост-аудит, а также эффективные инструменты для противодействия контрабанде и внутреннему мошенничеству. Эти задачи нельзя решить с помощью одних только человеческих ресурсов, и у чиновников возникает необходимость в технической и экспертной помощи.

По опыту компании SAS могу утверждать, что госсектор – один из основных потребителей аналитических решений во многих высокоразвитых странах. Например, среди наших клиентов государственные органы США, Великобритании, Саудовской Аравии, Бельгии, Сингапура, и еще нескольких десятков стран. Углубленная аналитика помогает получить комплексное представление обо всех пересечениях границы и выявлять те субъекты или объекты, которые подлежат обязательному досмотру ввиду высокого показателя риска. Эта информация позволяет таможенникам обнаруживать потенциально опасные персоны и предупреждать о них компетентные органы. При этом современные информационные технологии устраняют доминанту человеческого фактора в этом процессе.

Приведу пример. Наш клиент, таможенная служба Южной Кореи, отвечает за таможенное оформление импортных товаров, за сбор пошлин на границе, а также контролирует внешнеторговые операции, выявляя нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконные операции с иностранной валютой, отмывание денег, указание ложных сведений о происхождении товаров. За последнее десятилетие объем импорта товаров практически удвоился и в 2013 г. составил 516,6 млрд долл. (по данным Корейской ассоциации международной торговли), в то время как количество сотрудников таможенной службы осталось прежним.

Это вынудило их искать способы обнаружения незаконных грузов без полного досмотра импортируемых товаров. Избирательные проверки не оправдали ожиданий, и таможенная служба Южной Кореи решила использовать инновационные технологии управления рисками. При помощи инструментов углубленной аналитики SAS корейские таможенники теперь могут более точно выявлять попытки ввоза незаконного груза или занижения декларируемой стоимости. При этом количество параметров, по которым определяется целесообразность физического досмотра грузов, возросло с 77 до 163. Благодаря применению гибких и точных инструментов анализа данных, уровень обнаружения контрабанды возрос более чем на 20%.

Безусловно, украинской таможенной службе также необходимо принять ряд нововведений и пересмотреть многие рабочие процессы, однако лишь продвинутые ИТ-инструменты помогут не только минимизировать временные затраты и повысить эффективность всех процессов, но и свести к минимуму коррупцию и прочие проявления человеческого фактора. Не это ли необходимо нашей таможне уже сейчас?