Реальные украинцы

8 июнь, 2010 - 09:35Євген Куліков

По логике вещей интернет-магазины и всевозможные онлайновые сервисы должны развиваться параллельно с системами электронных платежей, поскольку последние представляются наиболее удобным средством оплаты товаров и услуг в Сети. Однако в силу какой-то неодолимой привычки украинцы все еще крайне неохотно пользуются благами виртуального мира, предпочитая современным финансовым инструментам старую добрую наличность. На нее, по оценкам специалистов, все еще приходится более половины оборотов отечественных интернет-магазинов. Думаю всем желающим делать бизнес онлайн полезно будет ознакомиться с некоторой статистикой.

Итак, по данным Национального банка Украины, в I квартале 2010 г. количество эмитированных отечественными банками платежных карт составило 44,201 млн. штук, а таких, по которым за три месяца была зафиксирована хотя бы одна операция - 28,834 млн. Учитывая, что по данным Госкомстата, на 1 апреля 2010 г. постоянное население страны оценивалось в 45,725 млн. человек, получаем меньше одной банковской карты на человека. Для сравнения в Европе этот показатель колеблется от трех до пяти, в США превышает восемь.

Далее еще более обескураживающие данные. 93% операций – это банальное снятие наличности. Т.е. использование пластиковых карточек для совершения покупок в Украине пока скорее редкое исключение из правила.

Среди причин хотелось бы указать следующее. Во-первых, большинство имеющихся у наших сограждан карт дебитные. В отличие от экономически развитых стран, где предпочтение отдается кредитным. Соответственно украинцы в большинстве своем не могут воспользоваться одним из основных преимуществ «пластика» - возможностью потратить на покупку больше, чем в данный момент имеется на счету.

Во-вторых, многие банки, стремясь обезопасить себя и клиентов от мошенников, вводят дополнительные ограничения на использование карт, а также процедуры верификации пользователя, чем усложняют процесс и лишают его еще одного важного достоинства – скорости.

Ну и наконец, в-третьих, справедливости ради стоит сказать, что продавцы также не слишком охотно развивают данное направление. Это связано с необходимостью уплаты комиссии, которая может достигать 5% (соответственно примерно на столько надо повышать цену, в ущерб конкурентоспособности, либо урезать свой и без того не слишком высокий доход), а также риском столкнуться с т.н. «чарджбеком» - отказом покупателя от товара и требованием вернуть деньги. А на это при покупке картой у потребителя по законодательству вроде бы есть целых полгода. Что опять же сулит магазину одни убытки.

В этом свете интересным представляется утверждение Игоря Горина, президента компании Portmone, что будущее сферы моментальных платежей за мобильными телефонами. Тут и уровень проникновения повыше, да и положительного опыта использования, например для покупки контента, у наших граждан побольше. Надо только решить ряд технических и организационных проблем. И тот, кому удастся сделать это первым – имеет шансы собрать неплохой урожай.