Разочарование года

17 декабрь, 2009 - 10:24Андрей Зубинский

Даже не сами электронные книги – моё персональное разочарование года (все без исключения электронные книги в сегодняшнем уже устоявшемся понятии; специализированные  устройства с экранами из этой электронной бумаги). Разочарование – подход к формированию облика этих самых электронных книг. А теперь по порядку.

Чтение – процесс социальный. Внезапно, но так оно и есть. Книги со временем «обрастают» слоями порой бесценной информации. Всё это – живое, оно постоянно меняется. Фразы из книг попадают сначала в разговорную речь компактных социальных групп, потом мигрируют в бОльшие группы, становятся частью речи, причём в том числе и для тех, кто книги вообще не читает, превращенные в речь фрагменты текстов подвергаются мутациям и «возвращаются» новыми писателями в новые тексты. Это живой и очень интересный процесс, дающий бесценную информацию, позволяющую очень много узнать, например, о времени написания текста, а, стало быть, и о самом тексте, о его персонажах etc. Причём море такой информации накопили литературоведы, филологи, историки. Хороший пример – «Улисс» Джойса, роман, в котором читателю приходится буквально продираться через слои аллюзий. Но это просто потому, что «Улисс» хорошо аннотировали. А ведь любой текст такой. Для меня в своё время стал удивительным и случайным открытием элементарный очевидный факт – госпожа теней Одетта Холмс из «Тёмной башни» Кинга имеет настолько очевидный яркий и многозначный прототип в реальности, что даже поразительно, почему никто из переводчиков ни разу об этом не заикнулся. Хотя образованным американцам, безусловно, знание этого культового  персонажа весомо дополняет картину. Этот абзац можно считать «во-первых».

Во-вторых, обсуждение книг – очень интересная штука. Чужие записи «на полях». Подчёркнутое кем-то. Всё это – часть процесса «пополнения» книги бесценной информацией. Иногда самостоятельно куда более интересной, чем сам текст.

В-третьих, чтение – процесс сугубо интерактивный. Приходится обращаться к словарям. К другим книгам. Etc

В-четвёртых, книга – это ведь не только текст. Это ещё и визуальный ряд иллюстраций. Это графики, диаграммы, схемы.

В-пятых, чтение – процесс весьма специфический. Очень зависящий от массы факторов. И кому-то нравится читать ночами, например. А кому-то – валяясь в траве за городом. Кому-то нравится читать вообще везде. Но у всех есть нечто общее. А именно – даже самые заядлые читатели кроме чтения делают ещё что-нибудь. И процесс чтения вообще – далеко не самый критичный.

По-моему, это очевидные вещи.

И вот почему процесс формирования облика электронных книг я считаю самым большим разочарованием года – потому что вместо очевидных соображений (которые, кстати, открывают массу возможностей для коммерциализации) в основу электронных книг положена всего одна технократическая «фенечка» - экран. Причём в пору совершенной неготовности технологии электронной бумаги к потребностям интерактивных процессов.

Итого, имеем:

  • Невыносимый «мусор» на электронной бумаге в моменты перерисовки страницы. Он чудовищно раздражает и вынуждает постоянно отводить глаза. Для быстрочитающих – это муки, а не чтение.
  • Фундаментально медленная перерисовка экрана. Что значит – никаких интерактивных удобств типа всплывающих словарей и аннотаций не будет, потому что не может быть. И о технических текстах тоже забудьте. И об иллюстрированных книгах – тоже. Потому что разрешение экранчика…
  • Унылые сопутствующие сервисы. Асоциальные. Обезличенный съём денег за прокат файлов.


Всё. Это не электронные книги. Это, простите, фигня какая-то.