Равноправие в Интернете? Ученые сомневаются

15 август, 2011 - 16:39Леонід Бараш

Интернет часто мыслится как форум, который допускает равноправный обмен информацией среди людей с разным происхождением и политическими предпочтениями, но изучение, проведенное в Университете Джорджии (UG), показало, что в дискуссионных группах наблюдается такая же иерархическая структура, как и в других больших социальных группах.

«Около 2% тех, кто начинает дискуссионную ветвь, притягивают около 50% ответов, - сказал Айтай Химельбойм (Itai Himelboim), доцент из UG. – Поэтому, хотя и имеется большой спектр и разнообразие источников, только небольшое их количество действительно привлекают внимание».

Химельбойм исследовал дискуссии более чем среди 200 тыс. участников в 35 новостных группах в течение шести лет. Он сосредоточил свой анализ на политических и философских новостных группах сети Usenet, старейшей дискуссионной платформе в Интернете, и исследовал картину в современных социальных сетях, таких как Twitter.

Чтобы определить различия (если они имеют место), которые существуют в контенте, написанном популярными участниками, и их менее популярными коллегами, ученые исследовали содержание подмножества сообщений. Только 12% сообщений популярных авторов представляли их собственные комментарии и мнения. В большинстве случаев они просто импортировали контент из других новостных источников. Из импортированного контента 60% поступили из традиционных масс-медиа, таких как The New York Times, CNN и других национальных и локальных СМИ, тогда как 8% поступили из блогов и персональных веб-сайтов. 15% сообщений использовали контент только из новостных онлайн-сайтов, и 6% - из правительственных и некоммерческих организаций.

«Обнаруженная картина является очень ободряющей для новостных изданий, - сказал Химельбойм. – Мы все еще нуждаемся в чем-то, что бы издавалось, разыскивало и предоставляло нам информацию, то есть в традиционной журналистике».

Для тех, которые питают иллюзию о том, что Интернет является этаким уравнителем, который обеспечивает равенство голоса масс, исследование, однако, показывает, что это никогда не станет высокой идеей. Химельбойм сказал, что он не был удивлен открытием, что онлайновые дискуссионные группы стремятся быть иерархическими. Даже в начальной школе каждый хочет быть другом наиболее популярного ученика.

Удивительным было то, что чем больше становилась группа, тем более перекошенными становились сетевые коммуникации. Наблюдался эффект, называемый предпочтительным присоединением, то есть люди чаще подсоединялись к участникам со многими связями, что приводит к предположению, что наличие многих связей способствует их наращиванию. Химельбойм отметил, что так как люди могут потратить только определенное время на связь с другими, рост так называемых центров происходит за счет коллег с меньшим количеством связей.

В сопутствующем изучении около 200 участников, подключенных к одному из нескольких симулированных форумов, Химельбойм с коллегами нашли, что публикация высококачественного контента является необходимым, но не достаточным условием для привлечения внимания. То есть, высокое качество публикаций с небольшим количеством ответов влечет также небольшое количество дополнительных реплик и никогда не становится центром.

Так что же необходимо сделать, чтобы привлечь внимание в Интернет? «Это вопрос на миллион долларов, - говорит Химельбойм. – Но просто много писанины не сделают вашу ветвь привлекательной».