Растут на глазах

6 май, 2011 - 12:47Артем Юрченко

На фоне существенного спада поставок, зафиксированного в одном из стержневых сегментов мировой индустрии ИТ, объединяющем производителей ПК, на роль ключевого добытчика отрасли небезосновательно претендует бизнес по производству мобильных телефонов. Во многом благодаря конвергентной компоненте производителям сотовых аппаратов удалось довольно безболезненно преодолеть вызванный рецессией мировой экономики провал.

Справедливости ради стоит отметить, что не все старожилы узкой обоймы лучших удержали свои позиции, уступив место более агрессивным и своевременно прочувствовавшим конъюнктуру рынка новичкам. В контексте результатов первого квартала не менее важным фактором роста следует считать развивающиеся регионы, вклад которых в общее потребление мобильных терминалов оказался основополагающим.

В числе первых, собственным видением развития рынка в период с января по март поделились эксперты IDC. Согласно выдержкам из регулярного отчета серии «Worldwide Mobile Phone Tracker», по итогам начальной четверти года вендоры поставили в каналы 371,8 млн телефонов. С учетом того, что годом ранее было отгружено не многим более 310,5 млн устройств, в годовом сравнении рынок увеличился на внушительные 19,8%.

Абсолютный рекорд первого квартала за всю историю мониторинга рынка оказался возможным благодаря смартфонам, спрос на которые отмечался во всех без исключения регионах. Причем, наибольший интерес к последним наблюдался в странах с развивающейся экономикой регионов APeJ, MEA и Латинской Америки. Усилиями производителей и операторов связи, ранее отталкивающие своей сложностью смартфоны становились доступными широким слоям потребителей. Что характерно, наилучшим образом в этом преуспели специализированные вендоры устройств, такие как HTC.

В то же время, поставки ряда компаний из второго эшелона, включая производителей телефонов с расширенным набором опций, так называемых feature-устройств, существенно превзошли среднерыночные показатели, сделав ощутимый вклад в сокращение доли продаж некоторых ведущих поставщиков. В частности, показатели некоторых находящихся за пределами первой пятерки вендоров, таких как Micromax, TCL-Alcatel, Huawei и Research In Motion, недвузначно указывает на ситуацию, благоприятствующую более мелким игрокам откусить лакомые ломти от рыночного пирога, принадлежащего членам Тор-5. Не лишним тому подтверждением общий рост поставок компаний из категории «Другие», увеличивших квартальные поставки на 46,5% к прошлому году, что позволило взять под контроль по крайней мере 36,3% глобального рынка.

Говоря про feature-телефоны, аналитики по-прежнему настаивают, что последние лидируют исходя из объемов поставок, однако сдерживать натиск конвергентного фронта им удается все хуже. Даже главная ударная сила подобного рода устройств, объединяющая модели с QWERTY-клавиатурой, теряет былой напор под влиянием нарастающей популярности смартфонов. Тем не менее, в IDC уверены, что последние еще долгое время будут испытывать к себе повышенный интерес потребителей и вряд ли быстро исчезнут с рынка.

Несмотря на период традиционно низкой покупательской активности, весомую лепту в рост продаж на рынках Азиатско-тихоокеанского региона по итогам первой четверти года внес Китай. И хотя выход ряда горячих новинок на локальный рынок был отложен, смартфоны добились уверенного увеличения поставок. Слабым звеном оказался лишь рынок Японии, на что есть объективные причины, связанные с мартовским стихийным бедствием.

В Западной Европе укрепление рынка происходило преимущественно усилиями Apple iPhone, а также моделями под управлением ОС Android. Отлично вошли в игру и получили расположение у потребителей новинки от HTC, Samsung и Sony Ericsson. В средней ценовой нише Android-устройств объемы поставок нарастили Alcatel, Huawei и ZTE. Вопреки волнениям в Египте и других странах, подрегион CEMA отчитался не менее стабильной динамикой роста.

В США заметный импульс продаж был получен благодаря оператору Verizon Wireless, приступившему к продвижению смартфонов iPhone, а также поддерживающего LTE HTC Thunderbolt. Вместе с тем, у feature-телефонов, включая находящиеся в авангарде qwerty-аппараты, почва постепенно уходит из-под ног.

Находясь в разгаре стратегических преобразований, Nokia закончила квартал с незначительная позитивной динамикой роста поставок относительно аналогичного прошлогоднего периода. Причем, занимаясь подготовкой к масштабному переходу на ОС Windows Phone, финны не сбрасывают со счетов Symbian, свидетельством чему довольно успешный запуск смартфонов E6 и X7 под управлением Symbian Anna. В телефонном направлении следует отметить довольно высокий интерес потребителей к относительно свежим C3 и X201.

Очередной личный рекорд установила Samsung, которой удалось отгрузить 70 млн устройств. Увеличение поставок к прошлому году на 8,9% позволило оставить за собой 18,8% мирового рынка. Телефоны с расширенным набором функций все еще составляют львиную долю продаж вендора, однако смартфонам уже принадлежит пятая часть поставок. К не менее важным достижениям следует отнести опережение Nokia и выход на первое место по продажам в Западной Европе. Запуск в серию новых моделей, среди которых Galaxy S II и ряд других аппаратов с поддержкой 4G делают вполне достижимой цель компании реализовать по итогам года не менее 50 млн конвергентных аппаратов.

Третий квартал кряду снижаются поставки LG Electronics, что все еще не мешает корейскому игроку удерживаться в Тор-3. Особенно резкий провал вендора зафиксирован в Европе и постсоветских странах. Плавно перемещая фокус внимания на смартфоны, LG надеется уже в текущем квартале сломать негативную для себя тенденцию. Особые надежды в этом вопросе возлагаются на модель Revolution для LTE-сети Verizon Wireless, а также смартфон Optimus Big.

Добившись наивысшего роста поставок, Apple зацементировала за собой место в Тор-5. Более чем 18,8 млн отгруженных 186 операторам из 90 стран iPhone, позволили взять под контроль уже 5% глобального рынка.

Стабильно высокие поставки для потребителей Китая и Латинской Америки дали возможность ZTE укрепиться на пятой строке рейтинга. Несмотря на то, что значительная часть реализованных устройств пришлась на недорогие аппараты, компания наращивает долю в Android-направлении. Причем, среди основных задач ZTE на текущий год расширение собственных позиций в США и на других зрелых рынках.

Растут на глазах