Путь к когнитивному бизнесу

4 октябрь, 2016 - 15:29Леонід Бараш

Ежегодно корпорация IBM проводит форум IBM SolutionsConnect с целью обсуждения со своими клиентами и бизнес-партнерами актуальных вопросов и задач. В этом году в центре дискуссии были новые возможности, которые открывают для интеллектуального сообщества новейшие когнитивные технологии в мире ИТ, а также как ИТ-лидеры могут использовать современные тенденции, которые будут определять конкурентную среду в ближайшее время.

Форум IBM SolutionsConnect 2016, седьмой по счету, открыл генеральный директор IBM Украина Пенко Динев. На этом форуме, отметил он, IBM познакомит своих клиентов и партнеров с достижениями в области новейших технологий. Основное внимание будет уделено когнитивным вычислениям.

Путь к когнитивному бизнесу

Пенко Динев: «В мире, переполненном данными, победителями будут те, кто лучше всех будет понимать эти данные, те, кто вооружен когнитивными вычислениями»

Напомним читателю, что когнитивные вычисления (от cognition — познание) описывают технологические платформы, которые, говоря в общем, базируются на таких научных дисциплинах, как искусственный интеллект (ИИ) и обработка сигналов. Эти платформы охватывают машинное обучение, умозаключения, обработку естественных языков, речи и образов, взаимодействие человек—компьютер, диалог и генерирование комментариев и др. В то же время до сих пор нет общего согласия по определению когнитивных вычислений ни в промышленности, ни в академической среде.

Однако вернемся к выступлению Пенко Динева. По его словам, мы вступаем в новую эру — эру когнитивных вычислений.

Во всем мире происходит цифровизация бизнеса. В мире, переполненном данными, победителями будут те, кто лучше всех будет понимать эти данные, те, кто вооружен когнитивными вычислениями. Когнитивные системы обладают способностью думать, учиться, понимать. Они сочетают в себе цифровой бизнес и цифровой интеллект.

По данным исследования IBM, приблизительно 88% данных является неструктурированными и невидимыми для традиционных систем. Среди этих «темных» данных — книги, электронные сообщения, твиты, журналы, блоги, изображения, звук и видео.

Ключ к освоению этого потенциала — когнитивные системы. Они способны придавать смысл неструктурированным и скрытым данным через их понимание, рассуждений по их поводу и постоянном их изучении. Когнитивные системы могут обработать не только огромные объемы данных, но также и неограниченные варианты данных — путем распознавания схем и обработки естественного языка, в чем до сих пор мог разобраться только человеческий мозг.

Если вы хотите стать когнитивной компанией, нужно начать с одного главного вопроса: что именно вы хотите превзойти и переосмыслить? Это может быть отдельный, особенно сложный вопрос, стоящий перед вами. Или, возможно, это ограничения ваших процессов и операций, нуждающихся в повышении эффективности, масштабируемости и гибкости. Возможно, ваша цель — это более широкие преобразования.

Для ответа на этот вопрос вам нужно начать с хорошо продуманной когнитивной стратегии, что является первым шагом к тому, чтобы стать когнитивной компанией.

После этого возникает вопрос, как добраться к цели быстрее всего? Вы можете разработать новое когнитивное приложение. Или просто использовать одно из разработанных когнитивных приложений IBM, которые в настоящее время доступны в IBM Cloud. Или, возможно, ваши потребности несколько больше, и вы хотите совместно с IBM разработать индивидуализированное когнитивное решение.

Конечно, когнитивное приложение или решение не работают сами по себе. Их ценность проявляется при интеграции с вашими аналитическими, облачными и мобильными возможностями и при интеллектуальном подходе к безопасности.

IBM лидирует в ряде областей, имеющих решающее значение для когнитивного бизнеса.

Во-первых, когнитивные вычисления сами по себе — это системы, понимающие все данные, включая те 88%, которые не структурированы и закрыты для традиционных систем, а также обдумывающие и интерпретирующие эти данные для того, чтобы сделать выводы. Они также постоянно обучаются, постоянно накапливают все больше знаний и достигают более глубокого понимания.

Во-вторых, аналитика — 500 тыс. постоянных клиентов обеспечивают нам глубокие знания и опыт, которые необходимы вам. Наши партнерские отношения с Twitter и Box, а также приобретение The Weather Company, обеспечивают клиентам доступ к большому объему ценных внешних данных.

В-третьих, облако. Сейчас в облаке IBM есть 100% соответствующего программного обеспечения, а также десятки когнитивных и IoT APIs. IBM стала первым поставщиком облачных технологий, который обеспечил поддержку Apple Swift, а наше партнерство с Github дает возможность совместной разработки.

В мобильной сфере IBM в партнерстве с Apple разработала приложения iOS для каждой из двенадцати отраслей. При помощи платформы MobileFirst вы можете управлять всеми версиями ваших приложений из одной точки.

Технология безопасности IBM обеспечивает защиту более 12 тыс. клиентов, в частности, 90 компаний, входящих в список Fortune 100. В 24-х аналитических отчетах IBM была названа лидером. Корпорация предлагает открытую экосистему, включающую свыше 100 технологических партнеров.

Наконец, системы IBM поддерживают миллионы транзакций и квинтиллионы файлов с доступностью более 99,999%.

Генеральный директор IBM в Восточной Европе и Азии Андрей Филатов представил результаты исследования рынка, которое IBM провела в конце 2015 г. В ходе исследования были опрошены 5247 руководителей высшего звена, в том числе 129 из Украины и СНГ.

Путь к когнитивному бизнесу

Андрей Филатов: «Облачные технологии преобразуют ИТ и бизнес в цифровые сервисы. Это путь к новым бизнес-моделям»

Прежде всего он отметил, что сегодня радикально изменилась конкурентная среда на рынках. Появляются стартапы с новыми идеями и бизнес-моделями и буквально за два—три года становятся лидерами. Примером может служить известная компания Uber. Феномен Uber повлиял на ожидание бизнеса конкуренции со стороны «чужаков». Больше половины всех респондентов ожидают, что придут конкуренты из других отраслей. К примеру, на ИТ-рынок стремительно вышли операторы связи. Стимулом послужило распространение облаков, а у кого связь и большие ЦОД, у того и преимущество. Таким образом, традиционные ИТ-игроки стали чувствовать конкуренцию своих бывших клиентов. Более того, некоторые крупные операторы начинают покупать ИТ-компании, для того чтобы быстрее повысить свои компетенции в области ИТ. Что касается внешних факторов, которые будут оказывать влияния на предприятия в ближайшие 3–5 лет, то для Украины самыми значимыми были названы макроэкономические, технологические и рыночные.

Вызывает тревогу, как отметил выступающий, что в странах нашего региона руководители ставят влияние технологических факторов и квалификации сотрудников ниже, чем в среднем в мире, что говорит о некотором технологическом отставании. Зато существенно выше мировых у нас оцениваются риски ИТ-безопасности, финансовые и потери интеллектуальной собственности. Также выше мировых показателей украинские руководители оценивают влияния на бизнес облачных вычислений, мобильных технологий и, до некоторой степени, когнитивных вычислений. Правда, недооцениваются IoT, биотехнологии и человеко-машинные гибриды. Андрей Филатов обратил внимание аудитории на рост влияния Интернета и виртуального пространства на среду ведения бизнеса в ближайшие 3–5 лет. Что вызывает некоторое удивление, так это то, что лишь третья часть руководителей (36%) изучают мнения клиентов для лучшего понимания ситуации. Намного выше (56%) оценивают важность знания о том, что делают конкуренты.

В заключение выступающий отметил три тенденции, меняющие индустрию, заказчиков и IBM. Так, данные становятся новым мировым ресурсом, изменяя отрасли и профессии. Они являются основой для получения конкурентных преимуществ. Облачные технологии преобразуют ИТ и бизнес в цифровые сервисы. Это путь к новым бизнес-моделям. Наконец, мобильные и социальные сервисы определяют вовлечение пользователей — обмен персонифицированных данных на ожидания.

Приглашая в когнитивную эру, исполнительный директор подразделения Cognitive Solutions IBM Europe Кириакос Коккинос (Kyriacos Kokkinos) определил ее как время, когда цифровой бизнес встречается с цифровым интеллектом. Если смотреть перспективно, то мы сейчас имеем третье поколение вычислительной техники. До 50-х годов прошлого века все вычисления делались на табуляторах, затем с начала 60-х и по настоящий день наступила эра программирования, а сегодня мы переходим на начальный этап когнитивной эры. Однако в чем разница между эрой программирования и когнитивной эрой? Самым важным является то, что в когнитивной эре нет программирования.

Путь к когнитивному бизнесу

Кириакос Коккинос демонстрирует возможности андроида Ноа

Цифровой бизнес вызывает замешательство в каждой индустрии и каждой профессии. Какие-то компании говорят о цифровой стратегии, но таковой в принципе нет. При обсуждении стратегии оперируют цифровыми понятиями, однако есть разница между цифровой стратегией и стратегией в цифровом мире. Такие компании, как Uber и Tesla поняли, что они работают сегодня в цифровом мире.

В чем же разница между людьми и когнитивными системами? Есть области, в которых люди всегда будут превосходить эти системы, например, здравый смысл, воображение, абстракция. У людей возникают дилеммы, они должны принимать решения с учетом норм этики, что несвойственно компьютерам.

Когнитивные системы могут накапливать знания, могут считывать миллионы научных журналов, находить нужную информацию и вкладывать ее в контекст без искажений. Они могут создавать определенные взаимосвязи, и, что самое важное, они могут обучаться. В то же время, когнитивные системы не будут заменять людей. Они пришли, чтобы ассистировать людям, усиливать их возможности.

Когнитивные системы отличаются от компьютеров программной эры. Например, они могут видеть, распознавать любые данные. Сегодня 88% данных, содержащих текст, изображения, речь, медиа в социальных сетях являются невидимыми для традиционных компьютерных систем, и они не могут быть использованы в полной мере. Когнитивность — это не аналитика, хотя последняя является основой для когнитивных вычислений. Когнитивные системы могут понимать, делать умозаключения, обучаться, взаимодействовать с людьми естественным образом — в этом, во многом, и заключается понятие когнитивный. Примером когнитивной платформы является IBM Watson, которая использует ИИ и алгоритмы обучения. То, что может делать Watson, уже кое-кого пугает.

Однако следует делать различие между аналитикой и когнитивными вычислениями. Ключевое различие в том, что аналитика относится к эре программирования. Она рассматривает ранее установленные проблемы и дает определенные ответы. В когнитивных вычислениях не рассматриваются конкретные проблемы, а задаются вопросы и получают ответы, конечно, с определенной погрешностью. Но по мере обучения системы ответы становятся все точнее.

Как компания IBM видит будущее когнитивных вычислений? С точки зрения IBM они будут только развиваться. Они включат в себя анализ изображений, выявление аномалий и патологий в рентгеноскопии и томографии, будет улучшаться взаимодействие с гуманоидами, технология приобретет многоязычную функциональность, однако самым главным будут нейроморфные вычисления. Под последними понимаются электронные аналоговые цепи, которые имитируют нейробиологическую архитектуру, присутствующую в нервной системе. В заключение докладчик провел сеанс взаимодействия с гуманоидом.

Облачные технологии рассматриваются, в частности, как средства, способствующие ускоренному внедрению инноваций. Как это сделать с помощью IBM Cloud, рассказала директор по техническим продажам гибридных облаков Элизабет Подолянко (Elizabeth Podolanko) из IBM Europe. Выступающая разбила свой доклад на три части, в каждой из которых она ответила на поставленный вопрос. Итак, почему гибридные облака и почему сейчас?

Путь к когнитивному бизнесу

Элизабет Подолянко: «Многие приложения и решения в области когнитивных вычислений как раз и исходят из облака»

Сегодня барьеры на вход в каждый сектор рынка снижаются. Лет 20 тому назад, если вы хотели открыть, например, новый банк и вступить в банковский сектор, это было очень не просто, на это уходило масса времени. Но сейчас появились такие бизнес-модели, которые мы не представляли, и они сегодня воплощаются в жизнь. Если имеется устоявшаяся организация, то она уже не может полагаться на традиционных клиентов, лояльных к ней. Они тоже начинают исследовать новые варианты, новые бизнес-модели. Поэтому организации нужно быстро на это реагировать.

Когда мы впервые начали говорить об облаках, то главное было дешевизна. Можно было быстро развернуть что-то новое в облаке, и это был основной фактор для ряда организаций. Вот почему они выбирали облако. Сегодня во многих отраслях все перестраивается, меняется, и бизнес не может ждать год или два, чтобы вывести новый продукт на рынок. Это должно быть сделано гораздо быстрее. И вот здесь облако может пригодиться. Здесь уже ранее говорилось о когнитивной эре, но многие приложения и решения в области когнитивных вычислений как раз и исходят из облака. И если компания хочет использовать когнитивные решения, тогда без облака не обойтись.

Что имеется в виду, когда говорится о гибридном облаке? В принципе, речь идет о сочетании ИТ-инфраструктуры и приложений, которые локализуются на площадке компании, с несколькими публичными или частными облаками. Есть разные варианты, когда говорится о гибридном облаке.

Облака позволяют быстро внедрять инновации. ИТ-проекты могут быть длительными, нужно закупать оборудование, устанавливать, настраивать. В облаке все это можно сделать гораздо быстрее, и компании могут конкурировать со стартапами, агрессивно выходящими на рынок.

В сфере ИТ возникает еще одна проблема: нужно оказать поддержку основным бизнес-приложениям предприятия, адаптировать их к изменяющимся требованиям бизнеса. И здесь IBM может обеспечить такую среду и инфраструктуру, которая работала бы гибко, быстро и инновационно. Почему гибридное облако IBM? Есть пять вещей, которые управляют стратегией IBM, и, по мнению компании, имеют большое значение для облачного успеха.

Это соответствующий выбор, потому что где и как разрабатывать и развертывать данные и приложения имеет значение. Производительность DevOps, обеспечивающая скорость внедрения инноваций, эксперимента и постоянной доставки вещей, которые нужны компаниям. Гибридная интеграция, чтобы построить на том, что есть у компании сегодня, и изменить только то, что нужно изменить. Мощные, доступные данные и аналитика, которые позволяют стать ближе к клиенту и принимать более взвешенные решения в режиме реального времени. Когнитивные решения для перехода на следующий уровень в естественном человеческом взаимодействии и более глубокому пониманию «темных» данных.

Как компаниям строить свое будущее? Есть три возможности, где решения IBM могут помочь. Можно создавать на базе IBM Cloud инновационные приложения и сервисы, которые генерируют новую ценность. Например, IBM помогает быстро построить нативные для облака мобильные приложения и приложения по технологии blockchain, используя сотни существующих облачных сервисов, управлять большими массивами неструктурированных данных; объединить приложения, данные и процессы новым способом с учетом всей накопившейся информации; оптимизировать инфраструктуру для доступности и масштабирования — IBM Cloud предоставляет бесшовную переносимость, чтобы помочь организациям получить больше преимуществ от экономичности и скорости облака.

Таковы были основные выступления на пленарной сессии. Затем работа конференции продолжилась в четырех потоках, тематика которых включала облачную инфраструктуру, когнитивные технологии, социальное взаимодействие и ИТ-инфраструктуру.