Пшемек Сенкевич, Google: «Стратегическая задача Google в Украине — экспансия в корпоративный сегмент»

19 апрель, 2012 - 10:34Елена Дериева

Компания Google успешно ведет свой бизнес в Украине на протяжении многих лет, после открытия украинского офиса значительное развитие претерпел сегмент онлайн-рекламы, продвижением корпоративных продуктов Google занимается сеть партнеров. О приоритетах Google в Украине мы побеседовали с директором корпоративного направления Google в Восточной Европе, России и Стран СНГ Пшемеком Сенкевичем (Przemek Sienkewicz)

Несмотря на то, что доход рынка SaaS решений Восточной Европы в десять раз меньше, чем Западной, эксперты продолжают уверять, что этот способ получения приложений привлекателен именно для развивающихся рынков. Какие основные тренды вы видите на рынке Украины и СНГ и каковы первостепенные задачи Google в этом регионе?

Пшемек Сенкевич стратегическая задача Google в Украине — экспансия в корпоративный сегментНа самом деле Украинский рынок и рынок СНГ нельзя назвать новыми для «облачных» сервисов, SaaS решения продаются здесь уже на протяжении нескольких лет. Нельзя сказать, что мы входим на рынок с совершенно новыми предложениями — здесь хорошо понимают, что дают «облачные» сервисы. Безусловно, мы ставим перед собой задачу развития рынка и повышения спроса в том числе за счет повышения осведомленности потенциальных пользователей о возможностях, которые дают продукты Google. Но наша работа в СНГ, конечно, отличается от других регионов, где «облачные» службы воспринимаются как абсолютно неизвестный продукт. В Украине мы видим заинтересованность потенциальных клиентов в получении дополнительной информации о возможностях, предоставляемых корпоративными продуктами Google.

Google Enterprise не был широко представлен в СНГ практически до начала 2011 г., именно в прошлом году наша компания начала значительные инвестиции в развитие данного сегмента бизнеса в Восточной Европе, в том числе и в Украине. И здесь мы выбрали модель продвижения через партнеров, а не путем прямых продаж. Отчасти это связано с тем, что регион, за который я отвечаю, охватывает 26 стран, значительно отличающихся как ментально, так и с точки зрения развития ИТ — партнеры учитывают локальные особенности, формируют отношения с клиентами с учетом принятых в той или иной стране особенностей ведения бизнеса.

Нужно отметить, что в Украине переход к «облачным» службам происходит достаточно легко, еще и потому, что работающие здесь компании не делали значительных инвестиций в локальные решения, например Microsoft Office или Lotus Notes. Поэтому им проще перейти к технологиям нового поколения, к новому стилю работы, который мы предлагаем уже сейчас.

Недавнее исследование Microsoft утверждает, что через три года в мире втрое вырастет число компаний сегмента SMB, использующих SaaS-решения, а число предлагаемых сервисов вырастет вдвое. Вы ожидаете повышения конкуренции в данном сегменте?

«Облако» Google в смысле предложений для корпоративного сектора, неважно, мелкого или крупного, пожалуй, самое старое в мире, мы начали работать в данном направлении в 2006 г. и имеем достаточно большой опыт. Сейчас более 4 млн компаний используют корпоративные инструменты из «облака» Google и 45 млн бизнес-пользователей, 5 тыс компаний ежедневно оформляют подписку на наши сервисы. Мы видим тенденцию повышения спроса на корпоративные инструменты, доставляемые из «облака». Достоинство Google в том, чтобы предложить клиентам простой вариант доступа к необходимым инструментам, выбор в пользу Google делается по двум основным причинам: стоимость и функциональность, достаточность инструментов для того, чтобы вести необходимые бизнес-процессы.

По нашим наблюдением, множество новых, недавно созданных компаний выбирают именно SaaS-продукты — это просто, удобно, не требует значительных начальных инвестиций, да и общая стоимость владения выходит конкурентной. Имеется и другая тенденция: множество компаний выбирает специализированные «облачные» продукты, предоставляемые операторами телекоммуникаций и адаптированные, например, для небольших клиник, юридических компаний, пр. Такой подход позволяет клиентам сэкономить значительные средства, и весьма эффективны для компании, число рабочих мест можно оперативно масштабировать при увеличении или сокращении штата.

Нужно отметить, что упомянутая вами компания Microsoft, пожалуй, наш самый крупный конкурент. Тем более, что здесь, в Украине, она работает давно и успешно. Это сильный игрок, который в последнее время активно развивает «облачные» предложения. У других компаний, просто нет достаточных возможностей, чтобы обеспечить клиентам такой уровень сервиса, доступности, безопасности, который предоставляет Google. Наша компания имеет одну из крупнейших в мире разветвленную инфраструктуру, которая может превратить потребляемый клиентом SaaS-продукт в дополнительную стоимость для его бизнеса.

Значительная часть бизнеса Google — онлайновая реклама. В Украине этот сегмент быстро растет, 40% за прошлый год в терминах инвестиций. Google намерена корректировать свою стратегию в данном сегменте в соответствии с особенностями украинского рынка?

Я не самый лучший специалист в данном вопросе, поскольку рекламным бизнесом нашей компании в Украине полностью занимается локальный офис Google. Тем не менее, должен отметить, что используемые нами стратегии на рынке в большей степени зависят не от региона, а от состояния самого рынка. Что сейчас происходит в Украине? Рынок онлайн-рекламы и онлайн-маркетинга не только растет, он вступает в фазу зрелости. Происходит активный вывод части бизнеса (маркетинга, PR, пр.) онлайн, потому что это эффективно и экономически обосновано. Кстати, такие же тенденции, может быть с очень небольшим отставанием, наблюдаются и в Грузии, и в других странах СНГ.

В этом сегменте мы активно конкурируем с Яндекс, и стараемся привлекать как можно больше клиентов. В частности, именно для этой цели Google запустила программу удаленного обучения AdWords для веб-мастеров, веб-разработчиков, онлайн-маркетинга для SMB.

Какими вы видите перспективы новых технологий Google, например Big Query, Drive, Message Continuity, какие из новых продуктов компании будут наиболее востребованы в Украине?

Компания Google — сторонник исследовательского подхода в разработке новых технологий. Мы инициируем и развиваем сотни новых идей, часть из которых отсеивается еще на ранних этапах, часть доживает до реализации, но оказывается не слишком нужной на практике, часть откладывается на время, но не забрасывается совсем. И только те из них, которые показывают свою перспективность с точки зрения развития бизнеса, доводятся до этапа коммерческой доступности. Это процесс непрерывный, сейчас мы ждем анонсов продуктов iDiscovery, который снимает проблему раскопки данных внутри компании и во внешних источниках, а также сервиса Drive хранения неограниченных объемов данных. Только за последний год в продукты Google Apps было добавлено более 300 новых функций, и это очень здорово, особенно для крупных компаний: во-первых, пользователи легче адаптируются к небольшим изменениям, а во-вторых, ИТ штат избавлен от необходимости обновлять ПО — ИТ системы предприятий имеют достаточно других, порой более важных компонентов, которые необходимо поддерживать.

Вернемся к корпоративным решениям. Не так давно Google удалось реализовать крупнейший проект внедрения Google Apps в испанском банке BBVA, на 140 тыс рабочих мест. Какими еще крупными проектами может похвастаться Google и какие задачи позволила клиентам решить миграция в «облака»?

Крупных клиентов у компании Google достаточно много. Это, например, Motorola, NTT Docomo, General Motors (110 тыс лицензий), Guardian, Fujisoft, швейцарская фармацевтическая компания Roche (более 19 тыс лицензий), и в 86% компаний внедрение Google Apps означает миграцию с других продуктов. Эти примеры не только прекрасно демонстрируют возможности масштабирования наших решений, но и показывают, что очень серьезный бизнес понимает, что «облака» надежны и безопасны.

Хороший пример результативности Google Apps — после миграции на этот сервис в гостиничной сети Delta Hotels процесс бюджетирования сократился на 30%, просто за счет того, что отпала необходимость согласования между версиями Excel и появилась возможность одновременной правки документа. Лидер индустрии моды Cavalli group отмечает, что внедрение Google Apps повысило производительность труда и сделало работу с почтой более удобной для сотрудников — а это чрезвычайно важно для улучшения климата в коллективе. Ведущий производитель и распространитель CD для индустрии развлечений Cinram сообщает, что за счет внедрения решений Google ей удалось высвободить 14 ИТ-специалистов, ранее занимавшихся исключительно поддержкой почтовых сервисов — огромная экономия на вспомогательных для бизнеса инструментах. В компании Brady, занимающейся технологиями промышленной безопасности, сервисы Google позволили преодолеть языковые барьеры и часовые пояса, обеспечив тесное взаимодействие разных подразделений и замкнутость информации внутри компании.

Ну и конечно нельзя обойти нашего крупного клиента, Государственный департамент США, где внедряется Chrome, масштаб проекта 58 тыс рабочих мест. Как показал опыт, абсолютно безопасных продуктов нет, и наш браузер Chrome не долго оставался исключением — на прошедшем в начале марта Pwnium его все таки удалось взломать. Но если на аналогичные продукты других производителей злоумышленники тратят несколько минут, справиться с нашим оказалось задачей даже не одного месяца. Google поощряет материально информирование о возможных уязвимостях, и это неплохой способ обеспечить нашим клиентам наиболее безопасные решения.

Большая часть внедрений, о которых вы говорили, относятся к крупному бизнесу. В Украине, вероятно, таких примеров немного. А какой медианный размер проекта в странах СНГ?

Практически по всем регионам большинство проектов попадают в диапазон 500-4000 пользователей, вот сверхкрупными проектами в Восточной Европе Google пока похвастать не может. В нашем регионе мы только начинаем работать с большими заказчиками, например одной из ведущих польских логистических компаний (10 тыс лицензий), есть и другие проекты диапазона 20-40 тыс. лицензий в России, Польше, Чехии, Хорватии. Мы активно занимаемся созданием пакета эталонных проектов в регионе Восточной Европы, и на самом деле в сегменте SaaS такого набора успешных внедрений как у нас для разного размера компаний нет ни у кого. В России есть достаточно крупный клиент, который решил множество своих насущных задач за счет Google Apps — «Комсомольская правда». Эта большая медийная компания, у которой 27 региональных подразделений, работающих в разных часовых поясах; полная миграция была проведена всего за 4 месяца, и теперь, например, редакции избавлены от необходимости для правки пересылать файлы во вложениях, авторы и редакторы могут общаться в видеочате и оперативно снимать вопросы, и т.д.

Для сегмента SMB, до 500 лицензий, мы ведем отдельную статистику и отдельный пакет эталонных проектов. Небольшие компании активно пользуются нашими предложениями, что позволяет им иметь в своем распоряжении инструменты не хуже чем у больших организаций. Если ранее размер компаний определял в большой степени ее успешность на рынке, в том числе и за счет возможности получить передовые инструменты ведения бизнеса, то теперь этот фактор уходит в прошлое.

Google ставит перед собой задачу сделать жизнь бизнеса проще — и в плане доступа к ИТ инструментам, и в плане ценовой политики (она едина для всех), вся методология и стратегия компании нацелена на то, чтобы максимально упростить доступ к сервисам и их использование. В Украине мы прочно укрепились в сегменте малого и среднего бизнеса, преимущественно за счет него сегмент SaaS в Восточной Европе развивался в последние годы. По нашему мнению, рынок уже достаточно созрел для того, чтобы к нему обратились и крупные компании. Последнее время в Украине мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы показать крупному бизнесу возможности, которые предоставляют «облака», и преимущества, которые получит бизнес от работы с SaaS-решениями. Наш бизнес преимущественно состоит в вытеснении старых технологий новыми, и 97% клиентов продлевают соглашение.

Но большие компании в Украине достаточно скептически смотрят на SaaS-решения, обычно ссылаясь на проблемы безопасности и обеспечения достаточной пропускной способности интернет-канала. Вы, очевидно, не разделяете их точку зрения?

Наши крупнейшие клиенты, тот же банк BBVA и Государственный департамент США, General Motors, не просто имеют высокие требования к безопасности информации, они работают в областях, где чрезвычайно жесткая конкуренция, и конфиденциальность определяет возможность существования бизнеса как такового. Google Apps имеет одну из крупнейших в мире сетей распределенных ЦОД, где непрерывно обеспечивается безопасность оборудования, реализована система проверок, процессов и политик защиты данных. Вся информация Google Apps хранится в зашифрованном виде и распределена между серверами и дисками, система кодирования гарантирует безопасность при передаче из браузера на сервер, дополнительные инструменты уничтожают вирусы и противодействуют попыткам хищения личной информации. Google гарантирует доступность сервиса 99,99% на основе договора SLA. Согласитесь, далеко не всем компаниям под силу оснастить собственный ЦОД аналогичными средствами защиты. Да и его обслуживание будет недешево.

Что касается подключения к Интернету — да, когда его нет работа усложняется, но не прекращается вовсе. Google Apps позволяет работать с почтой и документами локально (правда, для этого необходимо указать вручную, какие из них должны быть доступны) и синхронизировать их с хранящимися на сервере при появлении доступного подключения. И ширина канала не обязательно должна быть большой: например, когда вы правите текстовый документ, на сервер отправляются только изменения и для передачи этого объема данных совершенно не нужно иметь огромную скорость, достаточно будет GPRS. Безусловно, когда канал узкий придется отказаться от возможностей видеочата или обмена изображениями, но эти функции далеко не всегда критичны.

Кроме того, для бизнеса есть и еще ряд преимуществ. Прежде всего, это касается проблемы хранения документов — для файлов, созданных в Google Apps, размер хранилища не ограничен, для информации в других форматах можно докупить дополнительные ресурсы. Что это дает? Мигрировав в Google, компания избавляет себя от проблем, связанных с хранением почты и большой части документации, таким образом, ей легче прогнозировать потребность в ресурсах.

Вообще стоит заметить, что вопрос миграции в «облака» это вопрос в большей мере философии компании, чем имеющейся инфраструктуры и финансовых возможностей. Компания любого размера, которая хочет более активно взаимодействовать с клиентами, более эффективно использовать имеющиеся в наличии трудовые ресурсы, более активно применять новейшие технологии, рано или поздно приходит к необходимости иметь инструменты групповой работы и оперативных коммуникаций с контрагентами.

Миграция в «облака» означает не столько изменение используемого инструментария, сколько смену концепции организации процессов внутри компании, и одновременно дает больше возможностей, как в модернизации бизнеса, так и в его прогнозируемости. Именно управленческое решение о смене парадигмы ИТ может упростить внедрение и поддержку предоставляемых сервисов, сделать более прозрачными ИТ-бюджеты, повысить гибкость и реактивность бизнеса и в конце концов стать основой для новых источников создания добавочной прибыли.