Против течения: подорожание в эпоху удешевления

2 декабрь, 2003 - 00:00Александр Москалюк Дефицит на букву "Ф"

В отличие от анекдота брежневских времен, дефицитом, к счастью, в ближайшее время станет не "фсе", а флэш-память. Главными виновниками скачка цен названы продаваемые в рекордном количестве цифровые камеры и переносные USB-накопители, хранящие сотни мегабайтов данных. Рост популярности этих продуктов в течение последнего года застал производителей флэш-памяти врасплох.

Лидеры рынка NAND-памяти Toshiba и Samsung отметили резкое повышение спроса, полностью удовлетворить который вряд ли удастся. К середине 2004 г. запуск собственных мощностей по выпуску NAND-памяти планируют Hynix Semiconductor и STMicroelectronics, однако как минимум до лета-осени следующего года крупным производителям устройств, использующих флэш, придется постоять в очереди. Американская компания SanDisk -- лидер рынка флэш-карт в США -- в своем финансовом отчете также пообещала рост бизнеса в связи с "ожидаемым дефицитом на рынке NAND-устройств и последующим увеличением цен".

Менее распространенная NOR-память не пользуется столь высоким спросом -- в основном из-за того, что главные рынки для ее сбыта так и не изменились. NOR-флэш по-прежнему интегрируют в сотовые телефоны. Увеличение числа заказов в этом секторе преимущественно связано с растущими продажами мобильных устройств. Флагманы рынка -- Intel и AMD -- отмечают повышение спроса на NOR-чипы, однако в ценовом плане посулили стабильность.

Если же говорить о рынке флэш в целом, то суммарные объемы сбыта NAND- и NOR-памяти, по данным аналитической группы iSuppli, в 2003 г. выросли на 42%, а в следующем году положительная динамика составит 36%.

Что это означает для потребителей? Аналитики из Semico Research утверждают, что в моменты выравнивания или небольшого скачка цен производители редко увеличивают cтоимость своих товаров -- уж слишком высока конкуренция в таких секторах, как мобильные телефоны, цифровые камеры и переносные USB-брелоки. Экономить станут на других параметрах, т. е. новые модели потенциально будут обладать более низкой функциональностью, чем могли бы, будь флэш-память дешевой. Также вполне возможно, что стабилизируются цены на флэш-карты.


Хватит "оболванивать" массы!

Японская исследовательская компания Fujiwara-Rothchild провела опрос среди производителей носителей памяти и с удивлением обнаружила, что в следующем году планируется небольшой рост цен на столь знакомые сегодня каждому "болванки" CD-R и CD-RW. В середине 2003 г. заготовка CD-R, сделанная на Тайване, стоила 11--12 центов, однако затем, с повышением спроса на носители, их стоимость поднялась до отметки 20--22 цента.

Новый планируемый ценовой рубеж для 2004 г. -- 20--25 центов. Причиной тому стала популярность более вместительных заготовок DVD+R/-R/RW, маржа прибыли для которых более высокая, чем для стандартных CD-R. Как результат, ряд тайваньских производителей перебросили свои мощности на удовлетворение нужд DVD-рынка, что в следующем году вызовет прогнозируемое падение цен на эти носители. Оставшиеся "на голодном пайке" предприятия с линиями по выпуску CD-R планируют незначительное повышение их стоимости в связи с растущим спросом.

В середине 2003 г. конкуренцию Тайваню составила новая фабрика Moser Baer India, которая, как можно понять из названия компании, производит CD-R в Индии. Предполагается, что индийский завод постарается справиться с растущим спросом на носители CD-R, и именно поэтому цены поднимутся не более чем на 5 центов.

Fujiwara-Rothchild утверждает, что в следующем году рынок заготовок CD-R увеличится на 12,8%: с 10,52 млрд. шт. в 2003 г. до 11,87 млрд. шт.


Наступление ЖК-телевизоров

Если ваш знакомый никак не нарадуется новым ЖК-телевизором, безмерно нахваливая его, а вы, наслушавшись этих комплиментов, собрались покупать жидкокристаллический монитор, то можете со всей смелостью обвинить его в повышении цен на LCD-дисплеи. Опираясь, разумеется, на рыночные отчеты iSuppli. Именно покупатели дорогих ЖК-телевизоров создали ажиотаж вокруг панелей.

Производством LCD TV сегодня занимаются крупные компьютерные вендоры Dell, Sony и Gateway, а в ближайшее время наступление на данный рынок готовит и HP. Несмотря на более высокие цены (по сравнению со стандартными ЖК-мониторами), новый тип телевизоров становится все популярнее -- в первом квартале 2003 г. во всем мире их было продано 734 тыс. шт. По данным компании DisplaySearch, это означает рост в 223%, если сравнивать с аналогичными показателями за первый квартал 2002 г. Цены производителей на ЖК-телевизоры можно посмотреть на сайтах Gateway и Dell, набрав в строке поиска словосочетание LCD TV. 17-дюймовая (42,5 см) модель у обеих компаний стоит $700, 30-дюймовый (75 см) телевизор-монитор на сайте www.dell.com предлагается за $3300, у Gateway -- $3500. Продажей LCD TV занимаются и другие вендоры.

Разнообразие подобных телевизоров и рост спроса на них в ближайшее время может привести к подорожанию LCD-панелей для OEM-вендоров, которые интегрируют их в ноутбуки, карманные ПК и мониторы. Как отмечает аналитическая фирма iSuppli, тайваньские компании бросились удовлетворять нужды рынка LCD TV из-за более высокой маржи. В следующем году рост спроса на ЖК-панели с большой диагональю составит 184% -- в мире будет продано около 4 млн. изделий, имеющих широкоформатный жидкокристаллический экран.

Выход на этот рынок компании HP с ее огромными объемами закупок только усугубит ситуацию. Тайваньские фабрики не совсем готовы к такому сценарию, и в ближайшее время производители КПК и лэптопов, нуждающиеся в панелях с небольшой диагональю, окажутся в ситуации "бедных родственников". Положение могут спасти другие тайваньские компании, занимающиеся выпуском этих продуктов, которые сейчас в спешке закупают технологии для производства широкоформатных ЖК-мониторов, однако никаких гарантий запуска предприятий от новичков рынка пока не получено.

Единственный сектор рынка жидкокристаллических изделий, в котором прогнозируется падение цен, -- это дисплеи для мобильных телефонов и цифровых камер. В марте 2004 г. с целью удовлетворения спроса на ЖК-продукты с небольшими (до 2--2,5 дюймов) диагоналями новый цех по их выпуску на своей фабрике Mie3 на Тайване запустит Sharp. К концу первого квартала следующего года производители устройств с малоразмерными ЖК-дисплеями ожидают снижения цен на 5--10%.


В заключение

Стоит помнить, что компьютерная индустрия нередко опровергала прогнозы аналитиков. Особенно если эти самые прогнозы касались роста цен на какие бы то ни было компоненты. Несмотря на быстрые изменения конъюнктуры рынка и природные катаклизмы, Тайвань относительно надежен как поставщик крупных партий комплектующих, пользующихся спросом.

Аналогичные оценки рынка в свое время сыграли злую шутку с Intel. В октябре прошлого года корпорация объявила о намерении поднять цены на флэш-память в связи с планируемым резким повышением спроса на данный носитель. Ринувшиеся искать новых поставщиков клиенты довольно быстро нашли производителей, согласившихся сохранить прежнюю стоимость, причем в числе компаний, первыми публично заявивших о стабильности цен, оказалась AMD. В итоге, подобные декларации стоили Intel доли в этом весьма быстрорастущем сегменте рынка.

Между тем, не следует забывать, что изменения цен в таких базовых сегментах, как память, носители CD-R и ЖК-панели, скажутся на стоимости и функциональности продуктов, выход которых ожидается в следующем году.