Проценты, в которые мы попадаем

23 сентябрь, 2013 - 21:53Игорь Дериев

Вроде бы пустяк: очередной сбой Gmail. Хуже, когда под раздачу попадаешь именно ты. Печально, когда при этом вскрываются принципиальные недостатки.

Началось все с внутреннего письма нашего главного редактора, почему некоторые респонденты жалуются на невозможность отправить ему электронные письма. Жалуются, естественно, уже по другими каналам. Слава богу, их почтовые серверы отвечают нечто вроде «Recipient address rejected: Domain not found». По крайней мере наличие проблемы очевидно.

Почтовый домен ko.com.ua хостится в Google Apps. Локальные проверки ничего особого не показали, кроме того, что письмо с outlook.com шло более получаса. Ну, бывает. Тем более, что визуально вроде бы все работает.

Затем, ближе к вечеру выяснилось, что наш веб-мастер так и не получил отправленную мной публикацию. Причем, выяснилось случайно – к первому письму я забыл приложить файлы и оно как раз дошло. А вот следующее, с файлами (буквально через несколько секунд), уже где-то зависло.

Тогда уже заглянул в Интернет прицельно. Все сторонние, сервисы действительно сигнализируют о проблемах с Gmail:

Проценты, в которые мы попадаем

http://downrightnow.com/gmail

Проценты, в которые мы попадаем

http://downdetector.com/status/gmail

Но они основываются на жалобах пользователей, так что реальный масштаб проблем оценить сложно. А что нам говорят первоисточники? Не знаю, будет ли жива эта ссылка, поэтому сделаю копию:

Официальная хронология событий

Одно из первых сообщений: затронуто 0.024% пользователей. Но как же прицельно эта скромная цифра должна была наложиться на ko.com.ua! Впрочем, несколько часов спустя ситуация проясняется: «The email delays are affecting less than 50% of Gmail users». Приз за обтекаемость формулировки.

Буквально в момент написания этой строчки уже появилось сообщение, что проблема локализована и в пределах часа сервис будет (вероятно) восстановлен для всех пользователей. Собственно, в этом никто и не сомневался. Не впервые такое с Gmail, и Gmail не один такой. Из-за чего сыр-бор-то?

Меня, к примеру, неприятно удивила разница между распределенно-частной организацией электронной почты и интегрированно-облачной. Если локальные серверы исправно сигнализировали о проблемах с доставкой писем на Gmail, то внутри сервиса о них ничто не говорило. Т.е. как только письмо уходит из моего браузера, я полностью теряю над ним контроль. А как реагировать на молчание адресата? А как отреагирует он на мое?

И чем больше мы будем полагаться на облачные сервисы, тем больше, по-видимому, будет таких вот «черных ящиков». При этом архитектура сервисов и так уже сложна, но вынужденно будет еще усложняться. Трудно представить, к чему это может привести.

К счастью, здравый смысл еще существует. На недавнем киевском EMC Forum 2013 прозвучала такая оценка: даже в 2016 г. только 10% нагрузок будут крутиться в публичных облаках, а 78% в частных и 12% в виртуальных частных. И слава богу, если так.