Проблемы IT-розницы в масштабах СНГ

18 июль, 2007 - 13:10Владимир Исаев

Одним из наиболее привлекательных каналов продаж IT-техники в СНГ считается розничный. Однако общеэкономические тенденции и проблемы, связанные с активным ростом торговых сетей в последнее время, все больше сказываются на их заработках, и не лучшим образом. Что нужно сделать сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность ритейлеров завтра, обсуждалось в рамках состоявшегося в середине июня форума Digital Consumer Channel (DCC) CIS.

Проблемы IT-розницы в масштабах СНГ
В этом году на встречи вендоров и ритейлеров по индивидуальному графику отвели примерно в 1,5 раза больше времени, чем в прошлом, на DCC CIS 2006. Такой формат общения считается наиболее продуктивным

Уже четвертый год подряд крупнейшие ритейлеры цифровой техники со всего СНГ собираются в подмосковном загородном клубе Le Meridien Moscow Country Club, чтобы послушать ключевые доклады рыночных аналитиков, обменяться мнениями и поделиться опытом с коллегами из других стран содружества. Но главное, что привлекало их на DCC CIS 2007 – это возможность в течение всего трех дней наладить контакты с более чем 70 вендорами, ищущими партнеров для продвижения своей продукции в регионе, и заключить первые контракты.

Организатор мероприятия, Distree Event, известна украинским фирмам не только благодаря DCC CIS. Несколько лет подряд она проводит аналогичные форумы для системных интеграторов (DBC CIS), а также для IT-дистрибьюторов DISTREE (он проходит зимой в Монако). Причем, стоит отметить, что на первые два Distree Event сама приглашает участников, тщательно отбирая претендентов.

По словам Алекса Розенфельда, директора DCC CIS, компания руководствуется и открытыми данными о представителях рынка, и информацией из собственных источников. «Учитываются не только финансовые показатели, число магазинов в сети и территориальный охват фирмы. Важную роль играет имидж продавца на своем рынке, мнение о нем и вендоров, и дистрибьюторов», – подчеркнул он.

Мероприятие нынешнего года вновь оказалось рекордным по числу гостей. На него собралось более 190 руководителей розничных компаний из 54 городов восьми стран СНГ – это на 30% больше, чем в прошлом году. По данным организаторов, участники суммарно контролируют свыше 10 тыс. торговых точек, в основном по продаже компьютерной техники, фототоваров, мобильных устройств, чей общий оборот превышает 16 млрд долл. в год. При этом среди них были как представители гипермаркетов электроники, так и маленьких магазинов в регионах.

Главная проблема роста

Проблемы IT-розницы в масштабах СНГ
Игры – одно из самых перспективных бизнес-направлений для розницы

Некоторое смятение в ряды слушателей внес ключевой доклад управляющего редактора бюллетеня The Distribution Channel Райана Маккея (Ryan Mackey), начавшего выступление с отнюдь не позитивной для ритейлеров информации о состоянии розничного рынка в экономически развитых регионах. По его словам, в Великобритании, Франции, Германии и США крупные компании, такие как RadioShack и Circuit City, вынуждены закрывать свои торговые точки, избавляясь прежде всего от магазинов, расположенных на дорогих площадках в центрах городов.

Растущая стоимость аренды недвижимости – одна из важнейших причин снижения рентабельности розницы. При этом, если в столицах большинства западноевропейских государств она повышается на 2–8% в год, то на быстрорастущих рынках, например в Москве, ее цена увеличивается минимум на 20%. Сейчас за съем 1 м2 в столице России берут в среднем €930 в год (для сравнения, в Мюнхене и Барселоне – €400–430).

Весьма актуален этот вопрос и для Украины. По оценкам ритейлеров, в Киеве стоимость аренды растет ежегодно на 25–30% (сейчас цена 1 м2 составляет €400–450), при том что в районах столицы с большими людскими потоками уже наблюдается жесткий дефицит площадей.

В связи с нестабильностью на рынке коммерческой недвижимости многие отечественные сети стараются не арендовать площадки, а приобретать их, занимая средства у банков (оформляя кредиты или выпуская облигации). Улучшить эффективность работы ритейлеров и снизить издержки в долгосрочной перспективе такой подход, конечно, может. В краткосрочной же, наоборот, платежи по займам закладываются в цену товара, что ведет к ее увеличению на 5–15% и, соответственно, к снижению конкурентоспособности.

Онлайновая опасность... или возможность?

Поскольку у большей части офлайновых ритейлеров издержки примерно одинаковые, то и ценовая конкуренция между ними идет на равных. А вот с онлайновыми магазинами, не несущими столь серьезных расходов, им соперничать все труднее. Специальные финансовые условия вендоров, а также «длинные» товарные кредиты от дистрибьюторов (до 45–60 дней) в этой борьбе помогают лишь отчасти. Стоимость организации интернет-продаж несоизмеримо меньше, чем офлайновых. Значительно ниже и другие вложения (например, в складские запасы), а значит, и конечные цены.

Впрочем, несмотря на то что в Украине ежегодно открывается от 100 до 150 виртуальных торговых площадок, лишь единицы способны через какое-то время превратиться в серьезные предприятия. Большинство же не может конкурировать с офлайновыми ритейлерами ни по ассортименту товаров на складе, ни по уровню связей с вендорами и дистрибьюторами, ни по бренд-политике.

Все это дает последним весомые преимущества при организации собственных магазинов в Сети. Сегодня они есть почти у всех украинских ритейлеров, правда мало кто пока уделяет должное внимание этому направлению, хотя о намерениях развивать его заявляют почти все.

Игровая тема

Проблемы IT-розницы в масштабах СНГ
Райан Маккей: «Крупные сети магазинов на развитых рынках испытывают не лучшие времена. А вот потенциал развивающихся с точки зрения "традиционного" ритейла еще до конца не исчерпан»

Как бы там ни было, но даже несмотря на дорожающую недвижимость и растущую активность независимых интернет-магазинов, сегмент офлайновой IT-розницы в СНГ, в т. ч. и в Украине, будет активно развиваться еще как минимум лет пять, считают аналитики. Другое дело, что ритейлеры постараются сместить акценты в позиционировании, превращаясь из «магазинов, где можно купить все и дешево» в «салоны инновационных продуктов». Наиболее новаторскими, привлекающими аудиторию, сейчас считаются GPS-приемники, персональные медиапроигрыватели (PMP), LED-мониторы, MP3-плееры, телефонные аксессуары с необычным дизайном, а также игровые приставки.

К слову, «игровой» теме на встрече ритейлеров этого года отводилось достаточно много внимания. Во время форума работала масштабная «Игровая зона DCC», где всем желающим демонстрировались консоли последнего поколения, а одним из самых активных его участников стало подразделение российского офиса Microsoft, отвечающее за продвижение Xbox.

В рамках мероприятий, посвященных этому сегменту, выяснилось, что наиболее перспективной аудиторией для вендоров, занятых в игровом бизнесе, являются представительницы прекрасной половины человечества. По данным исследований, которые привел Райан Маккей, играм отдают предпочтение 42% взрослых женщин, тогда как среди молодежи геймеров всего 17%. При этом здесь учитывались и поклонники казуальных игр, в том числе и для мобильных телефонов.

DCC для Украины

Как уже отмечалось, основной и наиболее востребованной формой общения участников DCC CIS стали личные беседы с вендорами в специально отведенных для этого переговорных зонах. По данным DCC, всего было запланировано свыше 1500 встреч, и многие из них, исходя из опыта организаторов, часто заканчиваются подписаниями соглашений или конкретными договоренностями.

А вот для представителей украинской IT-розницы формат персонального общения оказался не слишком эффективным. Дело в том, что вендоров на DCC CIS представляли в основном их российские офисы, многие из которых не отвечают за наш регион. Кроме того, ряд дискуссий, например о слияниях и поглощениях розничных сетей, актуальных для консолидирующегося российского ритейла, отечественным компаниям интересны пока лишь теоретически. И наоборот, вопросы, важные для Украины, такие как растущая конкуренция между сетями IT-ритейлеров и бытовой электроники, на форуме не затрагивались.

Впрочем, как отмечают организаторы, в рамках одного из следующих DCC CIS весьма вероятно проведение специальных сессий или круглых столов для компаний, работающих за пределами России. Кроме того, будет расширяться и состав украинских ритейлеров, приглашаемых на мероприятия.