Принц и нищий

24 февраль, 2016 - 10:35Євген Куліков

Прошлый год обернулся катастрофой для отечественного рынка ИТ. По данным компании GfK Ukraine, его объем с показателем около 11,5 млрд грн. сохранился примерно на уровне 2014 г. Однако, с учетом обесценивания национальной валюты, фактически это означает падение минимум в полтора раза. Специалисты полагают, что ниже уже некуда. Будем надеяться. А пока детальнее ознакомимся с результатами 2015 г.

Подводя итоги 2014 г. большинство специалистов сходились во мнении, что снижение украинского рынка ИТ продолжится. Однако, реальность 2015 г., к сожалению, превзошла даже самые пессимистичные ожидания. По сути, основные тенденции и динамика стремительного падения сохранилась, большинство товарных категорий в прошлом году сократились еще почти вдвое относительно провального 2014 г. Что, впрочем, и не удивительно, учитывая развитие ситуации в стране.

Настольные ПК

Принц и нищий

Сегмент настольных ПК, согласно подсчетам компании GfK Ukraine, сократился на 48% и составил 61,3 млн. долл. в денежном выражении и 125 тыс. в натуральном. Достаточно сказать, что это в десять раз меньше, чем в 2007 г. Тогда сравнимый объем выпуска обеспечивал один крупный отечественный сборщик.

Интересно, что если в прошлом какое-то время сохранялся паритет между стоимостью настольного ПК с монитором и ноутбука, то по итогам 2015 г. средняя цена одного только системного блока составила 506 долл., что примерно на 70 долл. выше аналогичного показателя для лэптопов. Если же к этому добавить еще среднестатистический монитор за 160 долл., разница достигнет полутора раз.

Поэтому, пожалуй, неудивительно, что из всех ценовых сегментов наилучшую динамику в количественном выражении показали десктопы стоимостью до 300 долл., занявшие по итогам года 38% рынка. Впрочем, в деньгах больше других выросли системы дороже 1000 долл. Отметим, что существенное сокращение среднего ценового сегмента и заметное разделение на самые дешевые и наиболее дорогие устройства наблюдалось и в других товарных категориях.

Моноблочные ПК сохранили позиции и в прошлом году, как и в 2014 г., заняли примерно 12% рынка в денежном выражении и около 7% в штучном.

Ноутбуки

Если продажи настольных ПК снижаются уже не первый год и сожаление могут вызывать разве что темпы сокращения этого сегмента, то ноутбуки до недавних пор были, по сути, локомотивом рынка персональных компьютеров. Однако, последние два года они обваливаются не менее стремительно и в 2015 г. продажи лэптопов упали еще на 47% в денежном выражении – до 226 млн. долл., по сведениям GfK Ukraine. За счет заметного уменьшения средней цены объем сегмента в штучном выражении сократился «всего» на 40% – до 519 тыс. устройств. Но это втрое меньше, чем в 2013 г.

Отметим, что средняя цена продаваемых ноутбуков постоянно снижалась и если в первом квартале она немного превышала 500 долл., то к концу года опустилась до 400. Как и в случае настольных ПК, рост показали самые дешевые устройства (например, категория до 300 долл. выросла на 14% в деньгах и на 22% в штуках), а также модели стоимостью от 1000 долл. (последние заняли 13% рынка в деньгах). Наибольший спад показала категория 500-600 долл., а сегмент от 400 до 900 суммарно просел почти на 23%. В результате примерно две трети продаж пришлись на ноутбуки с ценником ниже 500 долл.

Что касается сбыта по диагоналям, то больше остальных потеряли «пятнашки». Однако, за ними все равно три четверти рынка. А вот лучшую динамику в деньгах показали «тринашки».

По типам ноутбуков за год картина мало изменилась. Основу сбыта (84%) составляют традиционные модели с диагональю экрана от 12 до 17 дюймов. Немного просели крупногабаритные устройства класса «замена десктопа» (10% рынка в деньгах) и нетбуки (уже менее 1%). Почти вдвое выросли «планшетные» ноутбуки. Но их доля сегодня едва превышает 2%.

Мобильные устройства

Принц и нищий

Наименьшую негативную динамику в 2015 г. продемонстрировали смартфоны. По оценкам GfK Ukraine, их продажи в деньгах за год сократились на 30% – до без малого 534 млн. долл., а в натуральном выражении – на 20% – до почти 3,3 млн. штук. При этом средняя цена снизилась до 162 долл.

С точки зрения диагонали экрана, существенно прибавили пятидюймовые модели – за ними по итогам прошлого года больше половины рынка в деньгах. Соответственно аппараты с дисплеем от 4 до 5" потеряли около 20% и заняли 46%.

По классификации компании GfK Ukraine, устройства с экраном более 5,5 дюймов экран, основанные на мобильных процессорах ARM или подобных и специализированной ОС относятся к планшетам. Их продажи в Украине в минувшем году упали на 48% в денежном выражении и едва превысили 142 млн. долл. Объем рынка в количественном выражении сократился на треть до 912 тыс. штук. И это при существенном уменьшении средней цены, которая стараниями китайских производителей снизилась до 156 долл. В четвертом квартале она и вовсе составила 144 долл.

Наибольший рост показал ценовой сегмент до 100 долл. – в два раза в деньгах, и 100-200 долл. (38% рынка в деньгах и 44% в штуках). Таким образом, три четверти продаж в денежном выражении и более 90% в натуральном занимают устройства стоимостью до 300 долл.

Соответственно, наибольшее падение, как и в прошлом году, зафиксировано в десятидюймовых моделях. Продолжили расти лишь семидюймовые планшеты – они лидеры и в штуках (64% рынка) в деньгах (44%).

Заметно сдали устройства для чтения электронных книг. Их продажи в прошлом году упали ориентировочно на 60% и составили 56 тыс. штук на сумму 7,3 млн. долл. И это на фоне повышения средней цены до 130 долл. Основная часть сбыта по-прежнему приходится на шестидюймовые модели (84%) и устройства с экраном на базе «электронных чернил» (99% рынка в деньгах и 96% в штуках).

Мониторы

Вслед за продажами настольных ПК уже который год сокращается и сегмент мониторов. Методология GfK Ukraine не учитывает модели с ТВ-тюнером. Между тем общую тенденцию она, безусловно, отражает – снижение сбыта на 41% до 34,5 млн. долл. в денежном выражении или 212 тыс. в штуках. Как и во многих других товарных категориях, худшим тут стал второй квартал (18% годового объема), а лучшим – четвертый (32%).

С точки зрения структуры продаж в зависимости от диагонали экрана существенных изменений не произошло. Лишь немного (+3% в деньгах) прибавили модели 25 дюймов и более, а 20-24 дюйма потеряли. В результате на сегмент 23-24 дюйма теперь приходится 38% продаж в деньгах и 29% в штуках, а устройства 20-22 дюйма, напротив, занимают 38% в натуральном выражении (лидер) и 32% в денежном (второе место).

Укрепили лидерство мониторы с соотношением сторон 16:9 – за ними уже 94% рынка в деньгах и 97% в штуках. Соответственно 16:10 наоборот немного сдали. Модели с классическим соотношением 4:3 по-прежнему держатся на уровне 2% в деньгах.

Также упрочила позиции технология LED – 99,5% рынка в деньгах и 99,4% в штуках.

Немного сдали устройства с разрешением экрана Full HD – теперь 72% в деньгах и 68% в штуках.

Так и не нашла достаточного количества приверженцев технология 3D – на ее долю приходится меньше 1% рынка.

На слуху новомодные изогнутые мониторы. Однако их рыночная доля пока довольно скромная – 1,3% продаж в деньгах.

Печатная периферия

Принц и нищий

Сбыт принтеров в Украине, по оценкам GfK Ukraine, в 2015 г. сократился в деньгах на 46% – до 10,1 млн. долл., а в количественном выражении на 42% – до 74 тыс. штук. Средняя цена за год уменьшилась на 7% до 137 долл.

В разрезе ценовых сегментов наибольший рост (на 15%) показали устройства стоимостью от 50 до 100 долл. – за ними 29% рынка в деньгах и 48% в штуках. Пропорциональное падение зафиксировано в сегменте 100-150 долл. В целом, на устройства с ценником от 50 до 150 долл. приходится половина продаж.

Увеличили отрыв от конкурентов принтеры с лазерной технологией печати – они контролируют уже почти 73% рынка в деньгах и 79% в штуках.

Многофункциональные печатающие устройства показали еще более высокую, чем у принтеров, динамику падения – 53% в деньгах (до 26,8 млн. долл.) и 52% в количественном выражении (до 184,6 тыс. штук). Средняя цена немного сократилась и составила 145 долл.

Как и в других товарных категориях, наблюдалось перераспределение рыночных долей между более дорогими и бюджетными моделями в пользу последних. Так, наибольшее падение в деньгах показал сегмент устройств стоимостью 200-300 долл., а наибольший рост – 100-200 долл. Самый популярный сегмент, как и год назад, – 150-200 долл. – 28% продаж. В целом 59% в деньгах приходится на устройства стоимостью от 100 до 250 долл.

Лазерные МФУ также потеснили другие технологии и заняли примерно 64% в деньгах и 46% в штуках.

Неожиданно хорошим выдался четвертый квартал 2015 г. для сканеров – на последнюю четверть пришлось почти 38% годовых продаж. Впрочем, на общую картину это не сильно повлияло. Сбыт сканеров сократился примерно вдвое – до 0,8 млн. долл. и 6 тыс. штук. Средняя цена практически не изменилась и составила 133 долл.

Как видим, в целом текущее положение украинского ИТ-рынка довольно безрадостное. Покупательная способность населения стремительно падает, а за ней и продажи высокотехнологичных устройств. Редкие всплески активности наблюдаются в моменты резкого повышения курса доллара, как, например, в начале прошлого года, – некоторые потребители пытаются таким образом уберечь остатки сбережений от обесценивания. Однако, относительно свободных средств у людей и компаний все меньше и подавляющее большинство могут позволить себе только самое необходимое.

Специалисты, анализируя динамику продаж, сходятся во мнении, что «дно» мы уже прошли и в текущем году продажи основных товарных категорий, по меньшей мере, сохранятся на уровне 2015 г. В конце концов, современная экономика просто невозможна без вычислительных устройств. Надо как минимум компенсировать их естественную убыль и поддерживать на необходимом уровне производительность. Поэтому игроки рынка уповают на отложенный спрос, который обычно формируется в периоды спада. Однако, умеренный оптимизм уместен лишь в случае стабилизации ситуации в стране и появления хотя бы намека на позитивные сдвиги в экономике. Остается только надеяться, что в 2016 г. мы сможем выйти из этого пике.