Poser 6: эволюция продолжается

20 июль, 2005 - 23:00Артем Юрченко

Легендарный конструктор виртуальных биологических организмов Poser в этом году отметил десятую годовщину активной деятельности в сфере графического ПО. Как и следовало ожидать, юбилейным торжествам предшествовал запуск в серию новой, шестой по счету версии именитого 3D-редактора.

Poser 6 эволюция продолжается

Впрочем, смена декораций затронула не только Poser, но и его бессменных кураторов из Curious Labs. Cтав зимой 2003 г. выгодным приобретением для японской компании e frontier (ее флагманский продукт, анимационный комбайн Shade, невероятно популярен среди дизайнеров Страны восходящего солнца), нынешней весной Curious Labs окончательно лишилась статуса независимого подразделения и сменила вывеску на e frontier America.

В этой связи необходимо отметить, что изобретатель и идейный вдохновитель цифрового «натурщика» Ларри Вейнберг (Larry Weinberg) по-прежнему остается верен своему детищу. Нынешний список предложенных им улучшений практически не содержит революционных нововведений, однако все сделано добротно и качественно. Этим «шестерка» выгодно отличается от своей предыдущей редакции (itc.ua/11949), которая, имея удачные технологические находки, была слишком рано выпущена на рынок и, как следствие, претерпевала регулярные доработки посредством Service Pack.

Poser 6 эволюция продолжается
Среди главных нововведений в рабочем окне – плавающая палитра Content Library и аппаратное ускорение предварительного просмотра через Open GL

Первое, что привлечет внимание адептов биогенератора, – традиционная смена поколений в виртуальном семействе Poser. Отныне вместо старожилов Дона и Джуди пользователей приветствуют Джеймс, Джесси и их чада Бен и Кейт. В дополнение к мастерству прорисовки текстурных карт кожных покровов они в совершенстве познали сложное искусство жестикуляции. К сожалению, в комплекте моделей нет полноценного набора морферов тела и лица, поэтому сложное оживление фигур и изменение их анатомических характеристик придется выполнять с помощью pose-файлов. Отчасти данное упущение старается нивелировать хорошо знакомый Morph Tool, занимающийся «лепкой» лиц в реальном времени. На этапе позиционирования готовых персонажей в пространстве боˆльшая точность достигается благодаря функции автоматической балансировки объектов.

В ходе дальнейшего исследования пакета выяснилось, что наиболее результативно разработчики потрудились над алгоритмами освещения сцен. Так, новым средством в борьбе за реалистичность выходного продукта призвана стать техника Image Based Lighting. Несмотря на то что источники света, построенные на основе специально подготовленных растровых изображений с углом обзора 360°, не новы, ее реализация стала возможной лишь в шестой версии Poser. То же самое можно сказать и об анализаторе распространения световых лучей путем подповерхностного рассеивания (Subsurface Scattering). Новый шейдерный компонент FastScatter учитывает поведение лучей при прохождении через материалы с различной степенью прозрачности, тем самым правдоподобно имитируя распространение световых потоков на синтетической коже персонажей. Ввиду отсутствия необходимости предварительной трассировки лучей работа FastScatter протекает куда быстрее, чем при использовании традиционного Subsurface Scattering.

Poser 6 эволюция продолжается
C помощью подборки вакросов (wacros) панели Material Room гораздо легче решать основные задачи комплексного текстурирования

Обращает на себя внимание оригинальный инструмент Shadow Catcher, позволяющий с высокой степенью точности отделять просчитанные тени от «принимающих» их поверхностей. Схожего результата можно добиться и с помощью новой опции Shadow Only, активизация которой приводит к просчету одних лишь теней. Так или иначе, но последующие манипуляции с подобными объектами на стадии двухмерного компоузинга избавляют от замысловатых трюков по имитации теневых эффектов средствами Photoshop.

Не менее важная опция Ambient Occlusion воспроизводит мягкие тени от отдельных элементов и приближенную к естественной освещенность всей сцены в целом. Осуществляется этот процесс посредством вычисления траектории каждого отдельного фотона с поправкой на влияние перекрывающих светоизлучатели объектов.

Получили свое дальнейшее развитие инструменты, ответственные за перевод репродукций в нарисованный от руки вид. Р6 включает в себя сразу несколько различных стилей доводки контуров растровых элементов Cartoon Outline. Особенно заметны результаты их творчества при работе в связке с мультипликационным шейдером редактора.

Poser 6 эволюция продолжается
Ответственные за рендеринг инструменты разделены на четыре группы по количеству доступных вариантов просчета, а удобный график отображает зависимость качества вычислений от времени завершения промежуточных стадий

Определенные перестановки затронули панель настроек финальной визуализации Poser. Входящие в ее состав инструменты теперь распределены в четырех отделениях, которые соответствуют числу доступных вариантов просчета, – Poser 4, FireFly, Sketch и Preview. Так как фирменный механизм рендеринга FireFly использует микрополигональный движок и технологии Ray Tracing, скорость не главное его достоинство. Отчасти помочь здесь сможет задействование ранее просчитанных текстур и карт теней. Центр управления активностью FireFly разделился на панели Auto и Manual. Как нетрудно догадаться, первый режим призван избавить пользователя от ручной установки параметров завершающего проект процесса. Деятельность в обоих режимах отслеживается по специальным графикам, которые отображают зависимость качества вычислений от времени завершения промежуточных стадий. Перемещая слайдер RenderWipe, можно провести экспресс-сравнение серии из не более чем десяти автоматически сохраненных вариантов визуализации.

Описание отличительных черт Р6 было бы неполным без упоминания о кардинальной реконструкции хранилища вспомогательных 3D-заготовок Content Paradise. По адресу www.contentparadise.com разработчики Poser и их партнеры из RuntimeDNA, Sixus1 и Zygote выложили бесчисленное множество фигур, одежды, типов причесок, текстур и малых архитектурных форм. Оформление этого ресурса выполнено в стиле GUI Poser, поэтому, посещая виртуальный рынок непосредственно из редактора, пользователь оказывается в привычной для себя среде. Помимо этого, вышеупомянутые компании относительно недавно запустили проект Open3Dproject (www.open3dproject.org), в рамках которого открыли свободный доступ к высококачественным наборам моделей мужских и женских тел. Другими словами, цифровые художники получат богатый дополнительный материал, подпитывающий их фантазию.