Погружение на восемь дюймов

17 октябрь, 2013 - 15:03Александр Пилипчук

До 23 октября 2012 г. производители планшетов как будто были зачарованы и не видели в устройствах с диагональю 8 дюймов никакого смысла.

Возможно, все действительно были столь впечатлены словами Стива Джобса о том, что «Apple никогда не будет выпускать 7-дюймовые планшеты» (позже их повторил Тим Кук), что решили безоговорочно не опускаться ниже форм-фактора с числом девять. Но ведь речь шла исключительно о 7 дюймах… Все же вокруг осваивали лишь миниатюрные семидюймовки и «доски для нарезки овощей» размером 9 и 10 дюймов.

Но все изменилось именно после презентации iPad mini, которая состоялась почти год назад в Сан-Хосе. И как это не парадоксально, но тон в технологическом развитии этого сегмента по-прежнему задает Apple.

Меня, как потребителя волновал один вопрос: неужели ни один маркетолог из лагеря «зеленого робота» не мог просчитать экономическую целесообразность выпуска планшетов с 8-дюмовым экраном?

На мой взгляд, единственной ошибкой, допущенной Apple в iPad mini, стал отказ от Retina-дисплея. Намного приятнее читать с экрана с плотностью пикселей 200-300 и выше. В противном случае, на экране с 160 ppi при зумировании текста придется наблюдать размытые шрифты (удел дешевых китайских noname-изделий). В этом плане экраны Kindle Fire 7 HD и ASUS Google Nexus 7 уж точно выигрывают.

Однако вернемся к цифре 8. После анонса iPad mini на инновацию достаточно быстро отреагировали вендоры первого эшелона, например, Samsung и чуть позже – ASUS. Но локальные сборщики в Поднебесной оказались еще шустрее: в начале 2013 г. стартовали продажи первых 8-дюймовых моделей Ainol, PIPO, Cube, Teclast, Onda, Ramos. Каждая из компаний этой когорты на локальном рынке заняла около 1%, но суммарно их доля составила около 50% рынка. И хотя ранее упомянутые компании только сейчас становятся известны украинским покупателям, в Китае они уже давно на слуху у потребителей (стоит посмотреть отчет гонконгского подразделения IDC Q2, 2013).

Погружение на восемь дюймов

Мировой рынок с «восьмерками» отстал на полгода. Лишь со второго квартала 2013 г. сегмент планшетов на базе Android стал активно пополнятся 8-дюймовыми моделями. Но уже стало ясно: китайские и тайванские производители, «обкатав» свои изделия на местном рынке, выявили нужные потребности. Не потому ли на берлинской выставке IFA-2013 внимание посетителей было привлечено к ASUS MeMO Pad 8 с IPS дисплеем и разрешением 1200х800 пикселей?

Вдобавок к этому на днях появился Acer Iconia W4 – 8-дюймовый Windows-планшет на базе процессора Intel Bay Trail. А новость про то, что Dell анонсировала линейку 8-дюймовых устройств Venue на базе ОС Windows 8.1 и Android оказалась и вовсе из ряда вон выходящей. Dell не относится к компаниям «выпекать горячие пирожки»: ее шаги на рынке четко выверены, а каждую новинку она готовит долго и тщательно.

Но отдадим должное и самим производителям планшетов. Их консерватизм в отношении 8-дюймовых экранов с большим числом ppi (особенно, выше 300), связан не только с ценообразованием, но и, как минимум, с еще двумя факторами. Первый – энергопотребление мобильных процессоров. Второй – оптимизация приложений и самой ОС Андроид.

А вот тут уже обращает на себя внимание выход новых, энергоэффективных процессоров Intel Atom для мобильных устройств, что позволяет «строить» модели с хорошими показателями автономности и с использованием рабочей среды Microsoft Windows 8.1.

Что же касается Android, то, на мой взгляд, лишь с версии 4.2 эта операционная система смогла достичь необходимого уровня комфортности и юзабилити, сравнимой с Apple iOS. Возможно, немалую роль в этом сыграла корректная поддержка многоядерности на ARM-платформах.

Странно, что до сих пор «свое слово» не сказала Lenovo. Ведь в ИТ-индустрии «нужно постоянно бежать, чтобы оставаться на месте». А на мобильном рынке – бежать необходимо вдвое быстрее. И такой застой для компании Lenovo не прошел даром, о чем, например, свидетельствует еще один отчет IDC за второй квартал текущего года (показана доля планшетов Apple, Samsung и Lenovo в процентах).

Погружение на восемь дюймов

Резюмируя, можно подытожить. Во-первых, планшетный сегмент намного динамичнее, чем это себе представляли и аналитики, и производители, неговоря уже о потребителях. Во-вторых, основную и глобальную роль в данный момент здесь играют Google и чипмейкеры. В-третьих, успех новинок и массовых продаж напрямую зависит от вендоров и политики локальных дистрибьюторов.

Очевидно, что даже небольшие преимущества в софте или в железе, причем в конкретном портативном устройстве, могут стать решающим фактором в борьбе за покупателя. Поэтому пренебрегать нишей «восьмидюймовок» для многих игроков было совершенно недальновидно. История падения уровня продаж планшетов Apple об этом свидетельствует наглядно – ранее тут был и экран лучше, и скроллинг плавнее, и приложения красочнее, и батарея работала дольше.

Пока на арене планшетов главенствует ОС Android, с каждым днем только наращивающая свою долю и влияние. Но, как уже упоминалось выше, сегмент этот весьма динамичен. Посмотрим, что нам принесет 18 октября, официальный выпуск Microsoft Windows 8.1 и старт продаж устройств на этой ОС. Осталось совсем немного ждать. Кто знает, может быть, уже в ближайшее время планшет действительно сможет заменить ноутбук (неужели!?) и станет (наконец-то!) полноценным инструментом для бизнес-пользователей.