Подкастинг на службе бизнеса

21 декабрь, 2005 - 00:00Иван Видякин

Более года назад мы уже рассказывали о подкастинге («Компьютерное Обозрение», № 42, 2004). На тот момент это решение для обмена информацией привлекало лишь энтузиастов. Сегодня же им заинтересовался корпоративный бизнес.

Напомним, подкастинг (podcasting) – это набор технологий, позволяющих автоматически публиковать, распространять и получать аудио- и видеоматериалы через Интернет. Само название образовано путем объединения двух весьма популярных в англоязычном мире слов: iPod – медиаплеер Apple и broadcasting – вещание.

Подкастинг работает по схеме подписки, т. е. пользователь дает согласие на получение материалов с определенного Web-ресурса. C помощью специального программного обеспечения (например, iTunes или Juice) сохраняется сcылка на файл, находящийся на сервере. Этот файл (так называемый RSS-поток) содержит информацию о материалах, которые должны загружаться на ПК подписчика данного сервиса. По мере появления новых файлов и обновления RSS-потока они автоматически размещаются на его компьютере.

Очевидны два основных преимущества подкастинга. Во-первых, новые материалы загружаются автоматически, и нет необходимости специально посещать каждый интересующий Web-ресурс. Во-вторых, они сохраняются для последующего прослушивания или просмотра на компьютере (медиаплеере). Однако у технологии есть и существенный недостаток – наличие высокоскоростного доступа в Интернет, так как аудио-, а особенно, видеофайлы могут занимать десятки или сотни мегабайт. Впрочем, в развитых странах последнее уже не является ограничением благодаря все более активному распространению широкополосных каналов. Кроме того, для создания, редактирования видео- и аудиоматериалов в настоящее время могут подойти компьютеры даже среднего уровня, а минимально необходимое программное обеспечение уже есть в открытом доступе. Следовательно, предпосылки для быстрой популяризации подкастинга как новой среды для обмена информацией и материалами налицо.

Вначале эта услуга привлекала заядлых интернетчиков, сегодня она выходит на уровень массового использования. Например, все крупнейшие телерадиокомпании США (CNN, ABC, NBC, CBS, PBS) предлагают часть своих программ посредством подкастинга. Даже в Украине, где большинство интернет-пользователей все еще подключаются к Сети по телефонным линиям через dial-up, телекомпании «Студия 1+1» и «Новый канал» уже транслируют некоторые свои видеосюжеты через RSS-потоки. Yahoo! и America Online, крупнейшие игроки интернет-бизнеса, а также компании поменьше (например, Blinkx.com и Podblaze.com) предоставляют возможность поиска, сохранения и создания подкастов в удобной форме.

И хотя материалы через подкастинг предлагаются чаще всего бесплатно, новая технология, тем не менее, имеет весьма значительный коммерческий потенциал.

Во-первых, подкастинг может стать для компаний дополнительным средством привлечения внимания аудитории, что означает большее количество клиентов или рост рекламных доходов. Так, известная консалтинговая фирма Bearing Point недавно обнаружила, что 30% пользователей, которые прослушали рекламу ее продукции в форме подкаста, откликнулись на нее, тогда как электронная почта имела успех лишь в одном случае из десяти. Компании Podtrack и Leveraged Promotion предлагают владельцам сайтов услуги по изучению аудитории их подкастов для того, чтобы заинтересовать рекламодателей.

Во-вторых, подкастинг может использоваться в качестве удобного средства распространения материалов по платной подписке. Всем известное издание Playboy уже предлагает своим подписчикам ежедневный видеоподкаст под названием Bodcast – пока бесплатно, но планирует ввести плату в самое ближайшее время.

И наконец, еще один важный момент: подкастинг становится технологией оптимизации производственных и управленческих процессов в крупных корпорациях, таких как IBM, Pepsi и General Motors.

Еще в начале лета IBM всерьез заинтересовалась возможностями подкастинга как для внешних коммуникаций, так и для обмена информацией между сотрудниками внутри самой компании. В августе гигант индустрии начал выпускать аудиоподкасты на популярные темы под рубрикой «IBM и будущее...», которые разместил на своем сайте в открытом доступе. Серия неожиданно вызвала интерес, за три месяца – более 40 тыс. постоянных пользователей, без рекламы и каких-либо усилий, направленных на продвижение этого ресурса. Кроме того, после детального изучения решения компания начала внедрять его для внутренних коммуникаций.

В октябре IBM предложила своим сотрудникам (а это около 320 тыс. человек по всему миру) инструментарий для размещения аудиоподкастов и установила правила их публикации. Среди них есть следующие пункты: не разглашать конфиденциальную информацию и личные сведения; не выступать от имени компании; убедиться, что подкаст является наиболее подходящим средством передачи сообщения и т. п. Таким образом, руководство IBM надеется сэкономить сотни тысяч, а то и миллионы долларов на телефонных переговорах, упростить внутренние коммуникации и, что немаловажно, повысить их неформальность.

Примером успешной оптимизации в IBM стало использование подкастинга вместо еженедельных конференц-звонков в подразделениях управления поставками, в которых иногда одновременно участвовало до 7000 человек. Теперь менеджеру достаточно разместить аудиосообщение в intranet – и оно становится доступным через RSS-поток всем заинтересованным лицам, которые могут прослушать его в удобное для них время. Подкастинг снизил телекоммуникационные расходы и позволил сотрудникам более рационально использовать свое рабочее время. Кроме того, подкастинг стал для специалистов и целых подразделений IBM новым способом обмена идеями и опытом с коллегами.

Таким образом, бизнес увидел перспективы подкастинга, а это серьезная предпосылка для стремительного развития данной технологии, а также соответствующего сегмента рынка.