Почему ваша следующая фабрика будет находиться только в Китае

1 февраль, 2012 - 10:36Александр Москалюк

В NYT появилась статья вроде бы про Apple, но на самом деле про американское производство. Альтернативный заголовок – Почему ваша следующая фабрика будет находиться только в Китае. Когда говоришь про КНР и производство, то первым делом вспоминают дешевую рабочую силу и возможность относительно дешево отравлять окружающую среду для заводов, где это актуально. Но не в дешевизне рабочей силы суть – ее доля в себестоимости high-end-электроники не переваливает и за 2%:

…his bosses explained how the California plant stacked up against overseas factories: the cost, excluding the materials, of building a $1,500 computer in Elk Grove was $22 a machine. In Singapore, it was $6. In Taiwan, $4.85.

История про использование специального стеклянного покрытия в айФонах пересказывалась много раз и присутствует в официальной биографии Джобса. Гендиректор Apple, проносив в кармане телефон с пластиковым покрытием, был слишком недоволен царапинами, образовавшимися на айФоне из-за ключей и прочих предметов, которые попадали в карман.

Про партнерство Apple и малоизвестного стеклопроизводителя Corning Incorporated биография тоже пишет весьма подробно – Джобс позвонил по телефону, указанному на сайте компании, получил от ворот поворот на свою просьбу немедленно связаться с гендиректором, после чего постоянно подшучивал над последним, что тот развел у себя бюрократию. Гендиректор Corning в долгу не остался и тоже позвонил на телефонный номер с сайта Apple, попросил секретаршу тут же связать его с Джобсом, получил отказ, после чего заимел достойный ответ на подколы Джобса.

Так вот – за несколько недель до запуска модели на американском рынке Джобс решает перевести производство на новое стекло. Покупают его у Corning такими здоровенными листами, после чего разрезают на нужные куски. Куски хитрые, так как у айФона даже первого поколения углы были не прямые, а закругленные. Как на это требование среагировали китайцы? Дали тревогу в рабочем общежитии и провели наглядный семинар на тему «С сегодняшнего дня мы режем не пластик, а стекло, и делаем это вот так».

A foreman immediately roused 8,000 workers inside the company’s dormitories, according to the executive. Each employee was given a biscuit and a cup of tea, guided to a workstation and within half an hour started a 12-hour shift fitting glass screens into beveled frames. Within 96 hours, the plant was producing over 10,000 iPhones a day.

В каком-то американском пикалево 96 часов ушло бы только на найм консультанта, который бы находил людей, которые могли бы организовать тренинг по новой технике резки.

Но секрет Китая даже не в общежитиях, которых можно в любой момент поднять и погнать на работу. В ситуации, где ни одна компания не контролирует компоненты от и до, а рассчитывает на сторонних поставщиков, производство этих самых компонентов, выпускающихся под марками американских, немецких, корейских и китайских производителей, зачастую находится через дорогу друг от друга в какой-то китайской деревне.

Сам Corning после контракта с Apple получил кучу заказов от конкурентов, и с заводом в Кентакки намаялся (1) производить стекло, (2) отгружать его в какой-то морской порт, (3) отправлять в Китай. Самсунги, элджи, эйчтиси, моторолы и другие игроки мобильного рынка в качества адреса доставки всегда указывали КНР, итого после какого-то момента шаги (2) и (3) явно напрягали:

«Our customers are in Taiwan, Korea, Japan and China,» said James B. Flaws, Corning’s vice chairman and chief financial officer. «We could make the glass here, and then ship it by boat, but that takes 35 days. Or, we could ship it by air, but that’s 10 times as expensive. So we build our glass factories next door to assembly factories, and those are overseas.»