Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

18 август, 2012 - 12:45Євген Куліков

Рынок коммерческих центров обработки данных для корпоративных клиентов начал развиваться в Украине не так давно. В тоже время для ряда крупных заказчиков тема консолидации вычислительных ресурсов и связанные с ней становятся все более актуальными. О реалиях и перспективах развития данного сегмента рассказывают наиболее известные игроки.

Геннадий Карпов

директор по технологиям компании De Novo

Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

Общий объем корпоративного и SMB-сегментов украинского рынка коммерческих ЦОДов, по разным экспертным оценкам, в 2011 г. составил около 12-15 млн. долл. Из них, по нашим оценкам, на корпоративный сегмент приходится около трети. В целом, рынок ЦОДов очень гранулярен, поэтому появление даже одного нового оператора серьезно влияет на его ландшафт. В прошлом году новые заметные игроки на этот рынок не выходили, но уже в текущем ожидается появление минимум одной крупной площадки, ориентированной на корпоративный сегмент.

SMB-сегмент устойчив и не имеет серьезных барьеров развития, корпоративный же начал формироваться 3-4 года назад и пока не достиг достаточной зрелости. С другой стороны, ориентированные на корпоративный сегмент украинские операторы не всегда адекватно рассматривают ценность в глазах клиентов операционной стабильности ЦОД и уделяют недостаточно внимания имплементации соответствующих процессов эксплуатации. Это часто приводит к невозможности найти общий язык с потенциальными потребителями этих услуг. Что касается оттока клиентов на зарубежные площадки, то это вполне вероятно для нижнего сегмента – тут местонахождение ЦОДа не имеет особого значения. Для наших заказчиков географическая близость и работа в правовом поле Украины останутся важными факторами. Отмечу, что в нашем коммерческом ЦОДе присутствуют исключительно корпоративные заказчики.

Большая часть наших клиентов – банки первой десятки с иностранными инвестициями. Базовая услуга, которая ими востребована, это аренда инженерной инфраструктуры. В июне De Novo ввел в коммерческую эксплуатацию первый в Украине «Облачный Датацентр» и предлагает на его основе услуги виртуального частного облака – прежде всего, для компаний среднего размера.

Ирина Стельмах

руководитель отдела продаж корпоративным абонентам компании «Воля-Кабель»

Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

По оценкам представителей отрасли услуг хостинга серверов динамика развития рынка коммерческих ЦОД за 2011 г. колеблется в интервале 12-16%. Если говорить об объеме услуг, предоставленных в прошлом году, то он достиг ориентировочно отметки в 15 млн. долл. В этом году темпы роста сохранятся на уровне прошлого и не превысят 15%.

К причинам, мешающим развитию рынка коммерческих ЦОД можно отнести целый комплекс вопросов юридического и экономического характера. Это влияет, прежде всего, на клиентоориентированность украинского потребителя. Если последний может найти решение дешевле или более защищенное с точки зрения контроля третьих сторон за пределами страны, он выберет зарубежный ЦОД. Важной статьей затрат вот уже несколько лет остаются расходы на электроэнергию, что еще больше усиливает интерес к внедрению виртуализации.

За шесть лет существования «Дата-центр ВОЛЯ» успел изучить потребности малого и среднего бизнеса, и теперь начинает работать с корпоративным заказчиком с индивидуальными требованиями. Доля бизнес-клиентов превышает 60% всех абонентов, среди которых в большей степени представлен средний бизнес. Однако интерес корпоративного клиента к коммерческим ЦОД растет, хотя и не такими темпами, как в 2009-2010 гг.

Основными нашими клиентами являются крупные ресселеры услуг хостинга серверов – предприятия, предоставляющие аналогичные услуги для более широкой аудитории. Такие клиенты используют комплексные стоечные решения с набором дополнительных сервисов. Также важным направлением является видео-контент и медийные ресурсы (порталы). Для этих клиентов важно качество и емкость каналов. Среди индустриальных отраслей можно выделить: строительство, производство и пищевую промышленность. С такими клиентами мы работаем индивидуально, зачастую, приобретая нетипичное для основной тарифной линейки, более производительное оборудование. Кроме этого для таких клиентов важен статус и опыт работы компании, работа в правовом поле и безопасность.

Что касается виртуализации, то сегодня многие заговорили о внедрении таких услуг у себя. Мы не стали исключением. В апреле завершен первый этап модернизации облачной инфраструктуры на базе решения от VMware. Работы по усовершенствованию системы виртуализации позволили существенно расширить функционал для предоставления услуги виртуального сервера.

Александр Ольшанский

президент компании Imena.UA/MiroHost

Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

Большого роста в 2012 г. мы не видим, рынок развивается не очень быстро. Связано это прежде всего с замедлением общего роста экономики. Кроме того, начало года ознаменовалось «походами» милиции по дата-центрам, что никак не способствует популяризации услуг таких площадок.

Развитию коммерческих ЦОД препятствует также рост цен на электроэнергию, поскольку ЦОД – это предприятие по переработке электроэнергии в деньги. Так, за полтора года цена на электроэнергию для промышленных предприятий увеличилась больше, чем в два раза. И если в 2010 г. цены на электроэнергию в Украине были сравнительно невысоки, то в 2012 г. это преимущество перед другими странами фактически потеряно. Разница сократилась до нескольких десятков процентов, может быть даже – до 10%. Если электричество подорожает еще хотя бы на 20% – с точки зрения электричества Украина станет менее выгодной, чем любая западноевропейская страна. А поскольку с других точек зрения мы также в проигрыше, то, в общем, не очень понятно, что ждет этот рынок в принципе.

У нас большое количество клиентов, поэтому среди них представлены большинство отраслей и выделить какие-то невозможно.

Популярность виртуализации в определенной степени растет, хотя куда медленнее, чем об этом пишут в рекламах. Но облачные сервисы с течением времени будут становиться более востребованными. Основная проблема заключается в том, что корпоративные заказчики пока не готовы – ни технически, ни психологически – к перемещению своих мощностей в «облако». Потому что у них слабая инфраструктура, потому что они не понимают как этим управлять, потому что у них есть масса вопросов по безопасности и т.д. Несмотря на бравые рапорты американских компаний по этому поводу облачные сервисы в корпоративной среде в нашем полушарии существенно менее популярны, чем в США.

Юрий Прийма

заместитель директора по развитию бизнеса на корпоративном рынке компании «Киевстар»

Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

Рост рынка коммерческих ЦОД составляет от года к году около 20-25%. Его объем – около 150 млн. грн. в 2011 г. Дальнейшие прогнозы – устойчивый рост.

Рынок коммерческих ЦОДов прямо зависит от уровня развития ИТ-инфраструктуры: если в развитых странах предприятия готовы размещать свои ресурсы у операторов коммерческих ЦОДов, то в Украине эта практика применяется в гораздо меньшем масштабе. Многие компании продолжают строить ЦОДы для себя, поэтому часть рынка, которая связана с предоставлением ЦОДа в аренду, пока еще не раскрыла полностью свой значительный потенциал.

По поводу использования зарубежных площадок – сейчас есть ограничивающие факторы законодательного характера, которые запрещают выносить за пределы Украины персональные данные. Также стоимость этих услуг за границей выше. Работать с зарубежными площадками могут позволить себе только очень крупные украинские и зарубежные компании, представленные в Украине.

Если говорить об инфраструктуре как сервисе (IaaS), то она останется в Украине – чем ближе инфраструктура к украинскому заказчику, тем ему «спокойнее». Если же говорить о SaaS-решениях, то, безусловно, глобализм будет способствовать их развитию на локальном рынке и шансы украинских компаний составить конкуренцию ИТ-гигантам (Google, Apple и т.д.) невелики, особенно на массовом рынке.

У «Киевстар Бизнес» только корпоративные заказчики и этот сегмент представляет для компании стратегический интерес. Физическим лицам услуга ЦОД не предоставляется.

Наиболее востребованы услуги коммерческого ЦОД от «Киевстар Бизнес» среди компаний финансового сектора. Последние тенденции к централизации операций в банках только способствуют развитию направления коммерческих ЦОДов в Украине. В тоже время облачные решения от операторов (услуга «Виртуальный ЦОД» и т.д.) банки пока только тестируют и не готовы масштабно применять на практике. Основной нерешенный вопрос – обеспечение физической безопасности клиентских данных в частном или публичном облаке.

Также услуги ЦОД востребованы среди компаний ритейл-сектора. Им наиболее интересны услуги collocation, индивидуальные ЦОДы, и они уже сейчас готовы рассмотреть возможность применения облачного решения от операторов, учитывая неоспоримые преимущества такого решения: оперативность развертывания, масштабируемость и более низкая стоимость в сравнении с традиционными ЦОДами под заказ.

Максим Смелянец

заместитель генерального директора компании «Датагруп»

Почему украинский бизнес не спешит в «облака»?

За последний год рынок коммерческих ЦОД вырос на 6-8%. В деньгах его объем составляет около 15 млн. долл. Такая же динамика может сохраниться и в 2012 г., но при условии, что ожидаемый осенью финансовый кризис так и останется прогнозом. Если курс валют сильно измениться в сторону девальвации гривны, это обвалит корпоративный рынок, а соответственно и сегмент ЦОДов.

Развитию рынка мешает несколько факторов, среди них отсутствие защищенности бизнеса с точки зрения законодательства, в т.ч. от сомнительных действий силовиков. Также в данный момент неясна ситуация вокруг прав контентодержателей и правообладателей. Если государство не встанет на защиту операторов рынка из украинских ЦОД может произойти отток клиентов.

Информация о долях и доходах не раскрывается. Пропорционально она неизменна. Мощности нашего ЦОДа заняты практически полностью и миграции клиентов у нас нет.

Среди корпоративных клиентов лидерами являются финансовый сектор и телеком-операторы. Они как правило арендуют стойки и/или площадки в ЦОДе. Также наблюдается повышенное внимание к виртуальным серверам и системам хранения, а также к «облачным» сервисам.