Почему Motorola не закроет свой бизнес по выпуску телефонов

31 январь, 2008 - 20:59Михайло Лаптєв

В последние несколько дней все более активно циркулирует информация о том, что один из колоссов рынка мобильных устройств намерен закрыть направление по их выпуску.

Первые размышления на этот счет стали появляться еще на прошлой неделе, когда стало известно, что Motorola зафиксировала убыток в размере 49 млн долл, причем ее подразделение по выпуску мобильных телефонов, принесло минус в 1,2 млрд.

Аналитики предсказывают, что первый квартал для американской компании будет еще хуже в силу сезонных причин. А наиболее радикально настроенные так и вообще утверждают, что Motorola примет решение закрыть убыточное подразделение, как это сделала в свое время Siemens.

Во вторник весьма известный аналитик Ричард Винсор (Richard Windsor) из Nomura International подлил масла в огонь опубликовав заявление, что с его точки зрения Motorola должна сосредоточится на корпоративном и государственном сегменте.

Не берусь утверждать совершенно безаппеляционно, но, с моей точки зрения, этого не произойдет. И дело здесь не только в американской гордости и желании сохранить единственного в США производителя в этом сегменте.

Причин, как мне кажется, несколько.

Прежде всего, ситуация коренным образом отличается от того, что было в случае с подразделением Siemens.

Во-первых, для немецкого концерна производство мобильных телефонов не было ключевым с точки зрения всего бизнеса. По обороту оно даже не доходило до показателей продаж DECT-телефонов, не говоря уже про остальные тяжелые направления (на которые сегодня и делается основная ставка. В случае с Motorola ситуация несколько иная. Если посмотреть на распределения ее заработка за последний год, то мы увидим следующую картину:

Mobile Devices – 19 млрд. долл.

Home and Networks Mobility – 10 млрд. долл.

Enterprise Mobility Solutions - 7,7 млрд. долл.

Т.е. большую половину приносят все таки эти самые Mobile Devices и это, собственно, и является самой сердцевиной компании.

Во-вторых, Siemens никогда не поднималась в мировой табели о рангах выше четвертой строчки (если мне память не изменяет в основном была на четвертых и в конце концов на пятых-шестых ступенях). Motorola же до недавнего времени была вторым крупнейшим производителем в мире. И даже, если компания останется на третьем месте в мировом топе, но сможет оптимизировать затраты, этого будет достаточно, чтобы показывать миллиардные прибыли.

В-третьих, Motorola хоть и теряет долю на мировом рынке, но по-прежнему имеет очень сильные позиции бренда на американском рынке. А это многого стоит…

В-четвертых, вряд ли кто-то вот так вот возьмет и в одночасье закроет бизнес с оборотом в 19 млрд. долл. или, как ходят слухи продаст его какой-то китайской компании. Это все таки не случай с подразделением Philips, которое ушло TCL за пару сотен миллионов. Масштабы несколько иные.

Кроме того, стоит отметить, что компании Motorola в противостоянии с Nokia может очень серьезно помочь недавнее стратегическое соглашение с Qualcomm, которая производит чипсеты для телефонов с поддержкой UMTS 3G (их продажи в ближайшее время очевидно будут весьма бурно расти). Финский производитель, как известно, с Qualcomm договориться никак не может, а возможно и не хочет.

Одним словом, компанию Motorola рано еще списывать со счетов. Посмотрим на реструктуризацию, которую уже начал проводить ее новый глава Грег Браун (Greg Brown), ну и, конечно, же на новые продукты. Возможно, уже в Барселоне компания покажет нечто захватывающее…