Почему консорциумы - не лучшие разработчики для мобильных ОС

14 декабрь, 2009 - 10:07Роман Хархалис

Сделал в сегодняшний номер "Обозрения" статью с прямым сравнением Android и Windows Mobile. Ближе к концу статьи меня посетила замечательная мысль, которая мне настолько понравилась, что я тут же включил ее в выводы. Вот она.

Наш опыт также показывает, что ключевую роль в проблеме развития ОС и ее адаптации к нуждам пользователя играют производители устройств. Консорциумы и софтверные компании больше заботятся о функциональном расширении платформы, поддержке новых технологий, чем о частных аспектах ее оснащения и удобства работы.

 Разъясню. Разработчик ОС, по сути, витает в облаках. Его задача - создать платформу, которую будут у него покупать производители железа. При этом ее нужно сделать а) максимально удобной для создания экосистемы (это поспособствует продажам аппаратных и программных продуктов) и б) способной при минимальных затратах со стороны производителя сделать продукт (аппарат) максимально привлекательным с точки  зрения функциональности. Каждый в бизнесе работает в интересах своего клиента. Так вот, клиентом для разработчиков ОС является производитель железа. На нем интерес софтовиков заканчивается. Сделать же аппарат максимально сбалансированным и удобным в использовании ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫМ КОМПЛЕКСОМ заинтересован только вендор. И по сути, это и ему только по силам. Конечного пользователя разработчик ОС, по сути, не видит. Кроме того, делая ОС для широкого лицензирования, девелопер никогда не знает, на каком железе и с какой периферией (камера, конфигурация клавиш, QWERTY-клавиатура, и т.п.) она будет работать, и поэтому вынужден делать массу допущений и усреднений, которые сказываются на удобстве использования устройства - тех мелких штрихах, которых большинству продуктов так не хватает.

История развития смартфонов и коммуникаторов, похоже, этот тезис пока только подтверждает. Наиболее успешны те ОС, которые плотно поддерживает сильный производитель железа, который печется о том, чтобы слить хард и софт в единое, как можно лучшее целое. Эффект сродни тому, когда у какого-то коммунального или непрофильного актива появляется заинтересованный собственник. Symbian OS для смартфонов не представляла из себя ничего интересного, пока Nokia не разработала для нее оболочку (по сути, там объем работ потянул на создание новой ОС) S60 и не создала под эту оболочку телефоны. Нечто подобное попыталась проделать Sony Ericsson с ее UIQ на базе той же Symbian, и поначалу все шло отлично, компания "не потянула" только в долгосрочной перспективе. MacOS для iPhone и сам iPhone проектировались целенаправленно друг под друга, одной компанией. Microsoft явно не в состоянии придать должный уровень своей Windows Mobile, для этой платформы негласным "хозяином" стала HTC, которая вкладывает усилий в Windows Mobile, возможно, даже больше чем сама Microsoft.

Мораль сей басни такова. Кто-то должен стать "хозяином" Android. Сложно сказать, будет ли это Google (в свете циркулирующих сейчас слухов о гуглофоне), мое мнение - скорее нет, чем да. HTC, Motorola, Samsung? Я склонен поставить на одну из первых двух компаний.