Почему iPad должен был провалиться

21 январь, 2011 - 11:35Александр Пацай

Задолго до того, как Apple рассказала, что за 9 месяцев прошлого года было продано почти 15 млн iPad, было в общем-то понятно, что этот планшет оказался очень успешным продуктом. Однако, поначалу многие журналисты, блогеры и прочие аналитики пророчили продукту неминуемый провал.

Сейчас довольно забавно бывает взглянуть на их аргументацию по этому поводу. Я для интереса пробежался по некоторым из первых результатов в Google по запросу why ipad will fail, там много интересного :-)

Например, встречается такой аргумент, что «да вот уже завтра конкуренты выпустят планшеты, которые будут значительно дешевле и почти такие же хорошие, и поэтому iPad не поздоровится». Как мы знаем, конкурентам понадобилось более полугода, чтобы выдавить из себя хоть что-то, по возможностям и цене напоминающее iPad. Забавно читать заметки некоторых блогеров о том, что на рынок «сейчас хлынет волна» планшетов с Windows 7, и пользователи, к Windows привыкшие, толпами будут на них переходить. Сейчас, по-моему, уже все, включая Microsoft, осознали, что Windows 7 для планшетов не подходит, только вот у Microsoft альтернативы пока нет.

Крайне поучительно читать посты, которые обещают провал iPad, но при этом написанные ДО не то, что выхода iPad, но даже его анонса. «Слишком дорогой» – декларирует один такой пост, при этом начиная гадать, сколько же может стоить устройство (и останавливается на цифре «не меньше 700 долл»). «Не поместится в карман» – да, угадал, 10″ устройство в карман не засунешь, но такой ли это недостаток? Samsung делает все же на это ставку, даже в рекламе показывая, как Galaxy Tab умещается в карман, пусть и большой. Только вот такой узкий экран может оказаться не очень пригодным для множества действий, совершаемых на планшете.

«Отсутствие поддержки Flash» встречается практически в каждом прогнозе по провалу iPad. Окончательная точка в войне Apple против Adobe, iOS против Flash, пока не поставлена, но я бы не рассчитывал на то, что Flash там когда-нибудь появится. Учитывая, что за время существования iPad еще больше сайтов перешли на HTML5 и h.264 (долгосрочные перспективы которого пока что тоже сложно предсказать из-за фортеля Google с WebM), то актуальность этого аргумента крайне сомнительна.

«Не заменит ноутбук» – виртуальная клавиатура, по мнению «предсказателей», представляет собой эргономический кошмар, и поэтому iPad не сможет заменить ноутбук. Но разве Apple когда-нибудь говорила, что iPad – это замена ноутбука? Если вы задумались, то я подскажу – нет, не говорила.

«Отсутствие многозадачности». Этот пункт действительно мог помешать iPad достичь тех объемов продаж, о которых мы услышали вчера. Однако, Apple еще в июне анонсировала, что многозадачность в iPad будет добавлена осенью, и это успокоило очень многих потенциальных пользователей. А с появлением 4.2 на iPad все встало на свои места.

«Время работы от аккумулятора». Вы тоже удивляетесь, как это могло попасть в недостатки iPad? Ведь 10-11 часов работы в интернете через Wi-Fi или просмотра видео в таком устройстве – это очень-очень здорово! Однако, обозреватели берутся сравнивать iPad не только с ноутбуками, но и с электронными читалками. А там на одной зарядке тот же Kindle может протянуть 150 часов – куда тому iPad. Неважно, что Kindle не умеет многое из того, что делает iPad, главное, что батарейки у него хватает на дольше.

«Это не устройство для чтения». Хороший образчик инерционности мышления. Раз форм-фактор устройства похож на электронную читалку, значит это и есть основное предназначение устройства. Экран для чтения не подходит, держать его в руках неудобно, а поставить на стол без док-подставки нельзя – iPad не заменит собой эти устройства, значит, его ждет неминуемый провал.

«Отсутствие камеры и USB». Я тоже считаю, что отсутствие камеры в первом iPad – это его недостаток, хотя и не настолько фатальный, чтобы вызвать провал продаж устройства. Да, у конкурентов теперь есть камеры, но этих конкурентов просто не существовало полгода, пока iPad господствовал на рынке планшетов. А ведь iPad 2 будет анонсирован/поступит в продажу в ближайшие 2-3 месяца, и там обещают сразу две камеры. А USB… Наверно, кому-то он действительно нужен, но, видимо, не тем 15 млн человек, купившим iPad (хотя, допускаю, что кто-то все же купил iPad, борясь с отвращением к нему в связи с отсутствующим там USB-портом).

В общем, предсказания – неблагодарная вещь. Однако, ошибаться выгодно, если цель – заработать на себя ссылку, пусть даже через год. Все же, какая ни какая, а популярность и посещаемость. Может, на это и расчет?