Почему 2016 не станет 1997

31 март, 2016 - 10:25Александр Пацай

Я себя в последнее время все больше чувствую мамой-бельчихой, которой приходится успокаивать белок-истеричек. Вот и сейчас, после анонсов iPhone SE и iPad Pro 9.7″, много откуда раздаются крики о том, что Apple усложняет продуктовую линейку, “при Джобсе такого не было” и рассказы о том, как в 1997 г. Джобс упрощал набор продуктов в Apple.

Смешнее всего это слышать, однако, от “знатоков”, открывших для себя Apple где-то в период четвертого-пятого iPhone, и почему-то решивших, что, прочитав биографию Джобса, они хорошо знают историю компании и могут рассказывать “как тогда было”. Я, кстати, тоже биографию Джобса прочитал, поэтому давайте лучше я вам расскажу, как оно было на самом деле, тем более, что с Маками я впервые столкнулся где-то в районе 1993 г.

Для начала давайте вспомним, что такое тот самый “магический квадрат Джобса” и откуда он взялся.
Почему 2016 не станет 1997

Вот так выглядела его первоначальная версия: два потребительских компьютерах, два профессиональных, из них два — настольные, два — портативные. Красиво, просто, понятно, да? Теперь заглянем в 1997 г. на Apple и посмотрим, в каком состоянии находилась компания:
– Количество моделей Macintosh — более тридцати штук. Только самые упоротые гики могли назвать вам отличия Power Macintosh 6500 от Power Macintosh 7600, и еще не все пришли в себя от множества моделей Macintosh Performa, которые только прекратили производить в этом году. Мало кто мог толком ответить на вопрос “так какой компьютер мне купить?”. Я тоже не понимал, зачем пользователю может понадобиться PowerMac 9600, если есть, например, PowerMac 8500.

Почему 2016 не станет 1997

Вот лишь часть компьютерной номенклатуры. Эти цифровые индексы зачастую представляли собой довольно разные модели, в отличие, скажем, от двух моделей MacBook Air

– Причиной этому разнообразию были, как рассказывает Джобс в автобиографии, внутренняя бюрократия компании и давление розницы (а Apple Store тогда не было), требовавшей от Apple разных модельных индексов для разных сетей магазинов.
– Кроме самих компьютеров (настольных и портативных), Apple продавала еще мониторы, принтеры, фотокамеры, Newton (наверно, лучшим термином для него будет в современном понятии слово “планшет”). Точнее, пыталась продавать, то есть тратила деньги на разработку и маркетинг, но их мало кто покупал. За год компания продала около 2,9 млн Маков.
– В итоге финансовое состояние компании было довольно плачевным. Выручка в 1997 г. составила 7 млрд долл. (а за два года до этого — 11 млрд долл), а убыток — около 1 млрд долл. По-моему, Джобс потом рассказывал, что компании до банкротства на момент его возвращения оставалось 90 дней, и ситуация требовала радикальных шагов.

В ситуации падающих продаж и миниатюрного на тот момент рынка упрощение линейки было вполне логичным шагом, призванным не только упростить пользователям выбор при покупке, но и снизить расходы компании, избавившись от непрофильных архивов. В топку эволюции ушло все, что не продавалось, но требовало расходов (и заодно Newton, который был не только убыточным проектом, но и детищем Скалли, в свое время выдавившего из Apple Джобса). Это позволило компании перевести дух, и выпустить на рынок iMac, который стал хитом продаж и изменил ситуацию к лучшему. Дальше был iBook, потом iPod, а дальше вы, уже, наверно, и сами знаете.

Чем же отличается ситуация в 2016 г.? Масштабами компании. Нужно ли вам в очередной раз рассказывать про сотни миллиардов долларов выручки Apple и десятки миллиардов долларов прибыли? Только за один 2015 г. компания продала более 20 млн Маков, 55 млн iPad, 230 млн iPhone, и это не считая миллионов других устройств, которые успешно находят своих покупателей (в отличие от мониторов и принтеров Apple, которые пылились на полках). Если внимательно присмотреться к линейках современных продуктов Apple, то деление на потребительские-профессиональные устройства все равно прослеживается, а усложняет восприятие наличие старых моделей, которые временно доступны на рынке. Но надо понимать, что это продиктовано не желанием Тима Кука повторить “успехи” Apple 20-летней давности, а законами рынка. Диверсификация модельного ряда шагает в ногу с взрослением компании (и в первую очередь — с ростом ее масштабов), поскольку покупателей у компании большое количество, и интересы у них разные. Это в начале можно продавать одну модель iPhone, потому что его купят 2-3 млн. человек, а по мере насыщения рынка требуется все большее количество разных моделей для того, чтобы лучше таргетировать этих пользователей.

Причитающим “при Джобсе такого не было” я бы советовал вспомнить историю iPod, который как раз эволюционировал как раз при Джобсе. Из одной модели iPod в самом начале под конец мы получили и Nano, и Shuffle, и iPod Classic, и iPod touch, причем многие из них были доступны в разных цветах и с разными объемами памяти. Это — демонстрация все тех же попыток компании достучаться до каждого сегмента рынка, подстраиваясь под него, предлагая новым покупателям то, что интересно именно им. Зрелость компании и ее масштабы требуют более точечной сегментации, и именно это мы видим сегодня. Я не считаю текущую продуктовую линейку Apple идеальной (как мне кажется, убрав пару модификаций из нее, ее можно было бы немного упростить), но это точно не повторение ситуации 1997 г.: изменилось практически всё, и проводить параллели с тем временем просто несправедливо по отношению к Apple.

P.S. Бонус — самая первая версия квадрата, еще до анонса iMac и iBook
Почему 2016 не станет 1997

P.P.S. Еще бонус — цветные iMac в матрице. Кстати, были еще и цветные iBook.
Почему 2016 не станет 1997

Почему 2016 не станет 1997