Планшеты (и не только), реакция производителей на охлаждение рынка

8 сентябрь, 2015 - 16:05Андрей Зубинский

Спад спроса на планшеты, вызванный, в том числе, и быстрым насыщением рынка, и согласием массы пользователей с габаритами фаблетов (phablets, 5.6+ дюймов диагональ экрана), вызывает и ответные действия у производителей. Они весьма интересны, так как косвенно приоткрывают фрагменты очень разных стратегий, обычно тщательно скрываемых.

Начнём с Apple. iPad Pro. Полностью подчинённый лозунгу «больше и дороже». Радикальной новизны в этой конструкции искать не стоит. Экран с диагональю 12,9 дюймов плюс ценовой диапазон фактически младших моделей MacBook (в районе $1000).

Планшеты (и не только), реакция производителей на охлаждение рынка

Из реально забавного – оснащение немаленького (и потому очевидно специфического в использовании) устройства LTE-интерфейсом и режим «разделённого экрана», позволяющий отображать сразу два полноразмерных окна приложений. Первое забавно потому, что при таких габаритах «мобильность» этого устройства кажется загадочной (но «на ходу» его точно никто не сможет использовать, кроме вовсе отъявленных эпплофилов), второе потому, что реальная мультиоконность – решение, не ограничивающееся только отображением нескольких окон, а требующее массы специфических общесистемных механизмов, поддержанных на уровне ОС (например, drag’n’drop, мультибуферов копирования, удобного переключения контектста etc, для «пальцеориентированных» интерфейсов это вообще не очень хорошо изученная область).

Как бы ни было, в Apple явно уверены, что iPad Pro найдёт своего покупателя.

Если внимательно наблюдать за Google, то в действиях «империи добра» можно рассмотреть нечто и схожее, и противоположное. Как и Apple, пытающаяся создать «планшетную мультиоконность» (но «привязанную» к физическим характеристикам планшета), Google вводит в ОС механизмы, делающие многооконные приложения законными «обитателями» мира Android, но при этом заранее старается упорядочить использование мультиоконности.

Будущая версия ОС, Android M (Marshmallow), скрывает в себе одновременно и фактическое признание мультиоконных (в том числе и «плавающих») приложений, и явно сформированную опытом поддержки колоссального количества инсталляций ОС защиту пользователя от возможных злоупотреблений мультиоконностью. Начиная с 23й версии API ОС Android M, приложения, пытающиеся «рисовать» поверх других окон (так называемые «плавающие»), не смогут этого делать без подтверждения пользователем этого права. Естественно, запрос о подтверждении пользователем формируется для одного приложения всего один раз.

Кроме «плавающих» приложений появляется и поддержка пока ещё двухоконного «тайлинга» (открытия двух окон с выбранными пользователем и зависящими от ориентации экрана предустановленными вариантами расположения и размеров).

По моему скромному мнению, и на основе опыта интенсивной эксплуатации разных Andorid-устройств, «плавающая» мультиоконность лучше соответствует возможностям и специфике «пальцеориентированного» интерфейса. Но в реальном мире она же очевидно открывает возможности для злонамеренных разработчиков (например, даёт возможность фальсифицировать ввод пароля, «зарисовав» область ввода своим окном поверх реального приложения). Явное требование подтверждения допустимости «плавающих» окон пользователем – очень важный и логичный шаг в расширении возможностей ПО в первую очередь планшетов (из-за достаточной площади экрана).

Производители конечной продукции из Android мира тоже ищут пути выхода из «планшетного кризиса», причём иногда делают это весьма интересно. Если предпринимаемые Apple и Google попытки очевидно направлены на расширение области применения планшетов и даже на прямую конкуренцию с ноутбуками малых диагоналей экранов (мультиоконность тому свидетельство), то в Acer, наоборот, решились на сужение «устройства потребления контента» до «игрового планшета».

Планшеты (и не только), реакция производителей на охлаждение рынка

Predator 8 имеет характерные для игровых консолей приметы – тактильную обратную связь с игроком (haptic feedback), объёмный звук (4 бросающихся в глаза излучателя в торцах), наконец, подчёркнутый дизайн.

Казалось бы, планшетный мир на границах, очерченных Apple и Google, заканчивается. Тем более, в период охлаждения интереса. Но это не так. Как ни странно, но финская Jolla довела свои разработки до коммерческой готовности, и новый планшет под управлением Sailfish OS 2.0 можно уже заказывать за вполне пристойную для его характеристик цену (порядка $300).

Планшеты (и не только), реакция производителей на охлаждение рынка

Интересная, но и одновременно курьёзная история – и с Sailfish OS, и с Jolla. Курьёзная потому, что саму ОС очевидно спасает возможность запуска Android-приложений, ведь у скромной Jolla нет ни сервисной инфраструктуры, ни финансов, позволяющих превратить эту ОС в «мейнстрим», привлекающий косяки разработчиков. Но факт остаётся фактом – любители хорошо сделанных и одновременно эпатажно не от мира сего конструкций, имеют и такой забавный выбор.

О планшетном осталась одна маленькая деталь. Похоже, рынок расставил всё на свои места, и верхняя ценовая планка современного планшета определена – будь то игровая модель от мощного производителя, будь то вовсе экзотичный аппарат под управлением редкой нишевой ОС от маленькой компании, за границу $300 для востребованной 8-дюймовой диагонали экрана никто даже не пытается заглядывать. Даже играющая по своим правилам Apple решилась на всего «$100 наценку» для базовой 16-гигабайтной модели iPad Mini 3.

А теперь посмотрим на «не только планшеты». А именно, на десктопы. «Рабочие лошадки» давно не в фаворе, и новости о них также давно ограничены разве что компонентно-узловым уровнем (процессоры, видеокарты etc). Потому тихая и малозаметная новость (опять от Acer) привлекла моё внимание.

Блочный десктоп, Revo Build, это, по крайней мере, мило и забавно. Идея та же, что и в проекте Google Ara – поднять уровень внутренних скрытых узлов до завершённых элементов конструкции.

Планшеты (и не только), реакция производителей на охлаждение рынка

Базовый блок, параллелепипед с габаритами 12,5 × 12,5 × 5,5 см, содержит «базовую машину» на основе малопотребляющих Pentium или Celeron с 8 GB ОЗУ (для расширения оперативной памяти достаточно снять декоративную крышку на одном винте, и это, судя по всему, единственная операция, требующая доступа внутрь конструктива). Всё остальное, включая, например, расширенную подсистему графики и даже проектор – собирающиеся в стойку модули такого же формата, отличающиеся только высотой.

Пока известная только ориентировочная стоимость базового блока (199 евро), всё остальное будет анонсировано где-то в октябре, когда начнутся продажи Revo Build.

Внешне милая конструкция, интересная попыткой совместить приятный дизайн с одновременным полным вовлечением пользователя в мир одного производителя, но без ограничений в жёстко навязанных конфигурациях. В любом случае, нетривиальный и технически интересный ход (например, межблочный разъём и интерфейс Revo Build допускает горячую замену и добавление модулей).

И, наконец, последнее, на совсем мелком компонентном уровне. Но многих это явно порадует. Потому что USB-C, освобождающий от асимметричного разъёма, ждут многие. Но есть одно маленькое «но», незаметное конечному потребителю – для широкого распространения новый разъём и кабели требуют аппаратной поддержки. Всё-таки нужны микросхемы контроллеров. И они наконец начали появляться. Причём бюджетные и дополняющие существующие USB 3 и 3.1 микросхемы. Раз компонентные производители USB-С признали, значит, этому разъёму всё-таки быть полноценным в бытовых устройствах. Заодно мы можем оценить «время реакции» индустрии, пусть всего лишь на появление спецификаций разъёмов и кабелей, цифра будет всё равно значимой – в августе 2014 года USB Implementers Forum анонсировал готовность спецификаций разъёма и кабелей Type-C, осенью 2015 года начинают появляться первые «расширяющие контроллеры», позволяющие «малой кровью» реализовать потенциал Type-C (а он куда больше освобождения пользователя от асимметричности разъёма, особенно в части управления питанием).