Планировать и распределять бюджетные средства эффективно

29 январь, 2015 - 12:16Руслан Костецкий

Мне как налогоплательщику всегда интересно – куда идут мои деньги, и как они используются государством. Скажем, с февраля в Киеве грядет подорожание проезда в общественном транспорте, а многие частные компании, занимающиеся перевозками пассажиров, уже заранее подняли цены. И, несмотря на то, что я езжу в основном на авто, мне интересно – куда идут налоги, в данном случае на локальном уровне? Что конкретно получат киевские налогоплательщики вследствие увеличения стоимости проезда? Как чиновники сами могут убедиться в эффективности своей работы? Как городские власти могут достичь лучших результатов с уже имеющимися ресурсами?

Это не праздные вопросы. Подобные задачи иллюстрируют основную проблему, с которой сегодня сталкиваются многие правительственные учреждения по всему миру – постоянную борьбу за достижение бoльших результатов с меньшими затратами. По опыту компании SAS, наши клиенты часто обращаются с запросом такого аналитического инструмента, который смог бы измерить эффективность деятельности и проанализировать финансовые последствия решений в масштабе крупного государственного учреждения. Приведу пример – у нашего клиента, Департамента транспорта Южной Дакоты (США), стояла задача оптимизации использования существующих ресурсов и повышения эффективности своей работы. Компания SAS помогла этому ведомству решить озвученные задачи с помощью ПО для процессно-ориентированного управления (SAS Activity-Based Management) и стратегического управления производительностью (SAS Strategic Performance Management).

Так, американские чиновники использовали решение SAS Activity-Based Management для определения реальных затрат по всем направлениям деятельности Департамента транспорта. Полученные данные позволили им сфокусироваться на преобразовании многих дорогостоящих или малоприбыльных направлений деятельности и в конечном итоге сэкономить более 2 млн долларов в год. Используя аналитику SAS, чиновники были осведомлены о реальных расходах департамента и о результатах своей работы. Таким образом, появилась возможность для экономии средств и обоснования существующих затрат, а также для увеличения бюджета в тех областях, где это было на самом деле необходимо.

Чиновники получили ответы на следующие вопросы:

  • Во что обходится обслуживание одной мили автомобильной дороги?
  • Насколько данные затраты различны в зависимости от района штата?
  • Каковы наилучшие возможности для сокращения затрат?
  • Соответствует ли стратегия департамента его задачам?
  • Правильно ли чиновники распределяют свои ресурсы по видам деятельности для осуществления своих стратегий?
  • Какие конкретные меры требуются для осуществления каждой стратегии?
  • Как департамент может перераспределить ресурсы для более эффективного их использования?

Безусловно, подорожание проезда имеет, как минимум, несколько вполне разумных причин. Однако нашим чиновникам необходимы качественно иные инструменты управления бюджетными средствами, которые помогут грамотно планировать и распределять их, а также оценивать эффективность этих процессов. Сейчас время ответственных трат и обдуманных действий.