Питер Ротиг, WiBe: «Прозрачность необходима для экономической эффективности»

29 апрель, 2014 - 15:26Игорь Дериев

С Питером Ротигом (Peter Röthig), получившим докторскую степень и более 25 лет работающим в области управления проектами и оценки их экономической эффективности, мы встретились на недавней конференции Microsoft SWIT. Там он представлял украинским специалистам свое главное детище — методологию WiBe (на основе которой создан и одноименный программный инструментарий) для оценки экономической эффективности ICT-проектов.

Wibe достаточно оригинальна, в частности, выходит за рамки привычного показателя TCO, расширяя его до TCBO (Total Cost and Benefits of Ownership). Таким образом, она позволяет учитывать как финансовые (количественные) критерии, так и немонетарные (качественные), включая срочность, стратегическую важность, внешние эффекты. Она может адаптироваться к различным типам проектов и отраслям, но наибольшее применение находит в государственном секторе — именно этот аспект нам показался наиболее интересным в свете происходящих в нашей стране перемен.

Питер Ротиг, WiBe: «Прозрачность необходима для экономической эффективности»

Питер, в чем главное отличие вашей методологии от всех прочих?

Действительно, различных методик и инструментов подсчета экономической эффективности существует немало. Но когда по заказу немецкого правительства было проведено их сравнение, то WiBe выгодно выделилась на общем фоне своей способностью учитывать не только количественные, но и качественные критерии. В этом и состоит наша главная инновация. Кроме того, наша методика очень подробна и абсолютно прозрачна, что позволяет легко повторить или проверить расчеты. В итоге, сегодня WiBe активно используется правительственными структурами Германии всех уровней.

Но ведь для финансовых и немонетарных критериев нет общей метрики. Как их соизмерить и свести в единую оценку?

Конечно, здесь возникают определенные сложности. Но дело в том, что очень часто действительно необходимо учитывать оба типа критериев. Финансовые нужны для расчета бюджета и планирования, а качественные, к примеру, позволяют оценить проект с точки зрения пользователя. Таким образом наша методика дает наиболее полную картину.

При этом, качественные критерии действительно сложно оценить с финансовой точки зрения. Например, если какой-то проект очень важен для будущих стратегических задач, то вот эту важность, как правило, невозможно напрямую выразить в деньгах. Таким образом, если чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NPV) проекта положительна, то мы смело за него беремся, но как быть, если она отрицательна? А это — типичная ситуация, скажем, для государственного сектора. К примеру, организация внедряет систему электронных пропусков — она же не будет продавать их своим сотрудникам?

В подобных случаях как раз и необходим качественный анализ — с точки зрения администрации, сотрудников или граждан вообще. Соответственно, если мы достигаем нужных качественных показателей, то проект может иметь смысл даже при отрицательной NPV. Окончательное решение, конечно, варьируется в каждом конкретном случае. Но преимущество WiBe состоит в том, что мы используем строго стандартизированную процедуру и любой, принимающий решение, так или иначе все-равно должен пройти все ее шаги. Отсюда следует объективность результатов, прозрачность всего процесса и минимизация возможного внешнего влияния.

Но поскольку качественные оценки не являются четкими, это значит, что любая оценка WiBe не является абсолютной, а лишь имеет некоторую степень достоверности? Как вы справляетесь с этим нюансом?

Элемент субъективности всегда присутствует. Но она нивелируется именно стандартизацией и прозрачностью процедуры. При оценке проекта необходимо дать ответы на определенный перечень вопросов, и это делается не одним человеком, а экспертной группой, куда, как правило, входят консультанты, финансисты, представители проектной группы, заказчики или пользователи, внешние аудиторы. И хотя качественные критерии могут не быть на 100% точными, без них окончательное решение будет фактически просто взято «с потолка».

Питер Ротиг, WiBe: «Прозрачность необходима для экономической эффективности»

Осуществляете ли вы мониторинг результатов проектов, для оценки эффективности которых использовалась WiBe?

Конечно, обратная связь очень важна для верификации нашей методики. В большинстве случаев отзывы позитивны. Другое дело, что не всегда заказчики остаются довольны самой оценкой. Некоторые хотят просто получить «оправдание» своих решений — в таком случае нам нечем помочь, поскольку расчеты абсолютно прозрачны и воспроизводимы.

В качестве иллюстрации: пару лет назад мы были приглашены в одну из соседних с Украиной стран для оценки пилотного проекта, осуществляемого под эгидой некой государственной структуры. Была создана команда порядка 10 человек, которые в течение двух недель тесно сотрудничали, чтобы привести методику WiBe в соответствие с регуляторными требованиями и пр. Отзывы были на 90% позитивными и только на 10% скептическими. Пилот был успешно запущен и через полгода мы получили окончательный ответ от заказчика: «Все это очень интересно, но мы не будем использовать WiBe». Причина, как мне кажется, лежит на поверхности: прозрачность не оставляет места для коррупции.

То есть ваша методика все же в наибольшей степени подходит именно для государственного сектора? Ведь для коммерческих компаний существует фактически одно мерило — деньги...

Собственно, WiBe и была разработана в ответ на запрос государственного сектора и идеально накладывается на его специфику. Однако сегодня она применима и для коммерческих проектов как дополнительный и вполне работоспособный инструмент. Конечно, предприятия больше ориентируются на NPV, но, к примеру, когда речь идет о миграции информационной инфраструктуры, то определенную роль играют и качественные критерии, такие как удовлетворенность пользователей, необходимость приобретения ими новых навыков и пр. В подобных случаях оценки, полученные с помощью WiBe, могут оказаться эффективнее традиционного TCO.

В какой форме сегодня доступна WiBe?

Сама методология открыта и бесплатна. Пока что она описана на двух языках — немецком и английском. Что касается программной реализации, то, во-первых, на немецком языке она существует в виде open source, а во-вторых, мы предлагаем через веб-доступ более полный и совершенный проприетарный вариант. Последний бесплатно доступен на немецком языке в течение 90 дней, а демо-версия на английском может использоваться без временных ограничений. Он, в частности, содержит шаблоны для нескольких типов актуальных сегодня проектов, таких как виртуализация инфраструктуры и миграция в «облако».

Существуют ли другие решения, подобные WiBe?

Готовых программных инструментов, аналогичных WiBe, сегодня нет. А подобные методики разрабатываются в Англии и Франции, Австралии и США. Европейские, на мой взгляд, более зрелые. Ну а наша выделяется и на их фоне.

И все они тоже возникли с подачи государства?

Да. Как мы уже с вами говорили, методологии подобные WiBe в первую очередь востребованы именно в государственном секторе, соответственно, для их возникновения требуется, чтобы правительство само стремилось к обеспечению прозрачности своей деятельности.

Скажите, Питер, с какой целью вы приехали в Украину?

Никаких бизнес-интересов у меня здесь нет, я был приглашен на Microsoft SWIT и охотно согласился представить WiBe участникам конференции. К тому же, мне было очень интересно побывать в вашей стране в такой непростой и ответственный период...

Как вы считаете, могла бы WiBe найти применение в Украине?

Это сложный вопрос, поскольку я не настолько глубоко знаю украинские реалии. Но, в целом, я настроен, скорее, скептически. Сначала должны произойти огромные изменения в вопросах прозрачности государственного управления.

Возможно ли в принципе перенести опыт такой развитой страны как Германия на развивающуюся, вроде Украины, которая к тому же переживает периоды нестабильности?

В общем-то, почему нет. Но, опять же, вначале нужны глубокие преобразования. Я презентовал WiBe представителям одного из украинских государственных ведомств — они отнеслись к ней весьма скептично, сославшись на огромное число ограничений в отношении того, что им можно делать, а что нет. Соответственно, для проведения всеобъемлющего анализа более-менее серьезного проекта пришлось бы привлечь слишком много людей и вскрыть все внутренние механизмы. По-видимому, сегодня у вас к такой прозрачности еще не готовы.