`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Первые контуры Real-Time Enterprise

0 
 

Увеличение IT-бюджетов западных компаний, связанное с некоторым оживлением экономики, подхлестнуло энтузиазм разработчиков корпоративных систем, которые провели несколько предшествующих лет в поисках новых рынков. На сцену вновь выходит концепция "предприятия реального времени" -- Real-Time Enterprise, призванная сделать бизнес быстрым и гибким. Это направление развивается уже достаточно давно, и все же такая простая в формулировке технология пока выглядит далеко не совершенной.

Известно, что IT-индустрия очень любит звучные аббревиатуры, и сразу нельзя угадать, что за ними скрывается -- многообещающая технология или просто очередная уловка разработчиков, желающих реализовать свой продукт. Сколько их уже было -- MRP, ERP, CRM...

Особым пристрастием к изобретению и популяризации таких конструкций отличается Gartner Group, второй раз за четыре года предложившая названия для информационных систем предприятия нового типа, по сути обозначающих почти одно и то же -- RTE и ZLE.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что вся история бизнеса, собственно, заключается в его активизации, позволяющей получить конкурентное преимущество. Пароходы, поезда, телеграф и телефон ускорили его во много раз в XIX веке. Самолеты, радио и телевидение подхватили эстафету в XX-м. Время от заказа клиента до его выполнения все более приближается к нулю, неизбежным следствием этого становится глобализация бизнеса.

По мнению Gartner Group, наступает очередной период ускорения бизнеса, связанный на этот раз с информационными технологиями. Именно IT должны придать компаниям черты предприятия реального времени.


Основные разработчики технологий-прототипов для Real-Time Enterprise
Компания  Название проекта  Продукты и технологии 
BMC Software  Business Service Management  Remedy 
Computer Associates  On-demand computing  Unicenter Network and Systems Management 
EMC  On-demand computing  OpenScale (automatic billing) 
HP  Adaptive Enterprise  HP OpenView, Utility Data Center 
IBM  On-demand computing  Tivoli, pSeries, Total Storage 
Managed Objects  Business Service Management  Formula 
Microsoft  Dynamic Systems  Systems Definition Model 
Sun  N1  N1 Data Platform, Provisioning Server 
Источник: Computerworld, 2003


Операционная система предприятия

К сожалению, пройдя через фильтр маркетинга, техническая терминология зачастую утрачивает свой первоначальный смысл и превращается в часть рекламного слогана, приблизительно соответствующую прилагательному "потрясающий". Не избежали этого и понятия "управление бизнесом (или же -- персоналом, платежами, заказами и т. д.) в реальном времени", хотя точное определение применительно к системам автоматического управления техническими устройствами было сформулировано учеными еще на заре прошлого века.

Если говорить о компьютерном мире, то здесь достаточно строго позиционируются операционные системы реального времени, вокруг которых, впрочем, также существует немало вольных трактовок и мифов.

С некоторыми допущениями можно считать, что системой реального времени является аппаратно-программный комплекс, определенным образом реагирующий в предсказуемые времена на непредсказуемый поток внешних событий.

Это и есть сущность термина RTE, который представляет собой последовательную трансформацию предложенных Gartner Group определений "zero latency" (нулевое время ожидания) и, соответственно, "Zero Latency Enterprise", или ZLE.

Принципиальное отличие RTE от сегодняшних предприятий заключается в том, что оно не задействует одну или несколько вспомогательных корпоративных информационных систем, но само работает под управлением своеобразной единой "операционной бизнес-системы реального времени". Такое определение пока не используется, поскольку частично пересекается с классическим понятием ОС, но оно наглядно иллюстрирует качественные изменения принципов применения IT в RTE.

Ожидается, что особенно хорошо предприятия этого типа должны проявить себя в сложных, многоступенчатых бизнес-процессах, когда критичным является не время осуществления одной операции, быстро выполняемой в локальной системе, а продолжительность всего процесса. Из этого, в частности, следует, что первыми заказчиками дорогостоящей инфраструктуры станут крупнейшие транснациональные корпорации, имеющие множество поставщиков, контрагентов, дистрибьюторов и дилеров.


На войне как на войне

На Западе давно пишут о том, что бизнес становится все более похож на военные действия, когда ситуация меняется ежесекундно и необходимо представлять себе как можно более реалистичную картину, какой бы замечательной или безнадежной она ни была. Соответственно и корпоративные системы по своим характеристикам быстро приближаются к военным, построенным по принципам архитектуры общей информационной среды поля боя (Joint Battlespace Infosphere, JBI), совершенствуемой уже в течение ряда лет.

Самым простым примером может быть реализация "сквозной обработки" (Straight Through Processing, STE). Это происходит, например, тогда, когда POS-терминал в розничном магазине, выполняя запись, обращается прямо к складской системе, что автоматически инициирует оптовый заказ, если уровень запасов упал ниже установленного предела. Но, разумеется, для этого следует объединить системы розничного магазина, центрального офиса и оптового поставщика, или же это должна быть единая система.

Одна из широко используемых стратегий борьбы за клиента -- предлагать товары и услуги сопоставимого качества по ценам немного ниже, чем у конкурентов. Но для этого необходимо постоянно отслеживать, что происходит на рынке, регулярно пересматривая цены и балансируя между максимизацией своей прибыли и привлекательностью цен для клиента. Это -- также задача RTE.

Образно говоря, корпоративная система реального времени первой на предприятии должна узнавать о новых проблемах и возможностях для бизнеса и соответственно им корректировать текущие производственные планы -- отменять или размещать заказы у субподрядчиков, изменять логистику, переносить сроки и т. д. В идеале RTE является компанией, управляемой естественно происходящими событиями.

Итак, информационные системы начинают диктовать условия игры бизнесу. Такой поворот событий предполагался еще на заре развития компьютеров, но реальным становится только сейчас. Это -- первый глобальный случай, когда, вместо того чтобы копировать принятые бизнес-процессы и "автоматизировать хаос", IT требуют трансформации всех деловых действий, фактически поглощая их и делая в первую очередь информационными.


Будущее RTE по Гартнеру

По данным IBM, "праотцами" концепции RTE являются ученые Стив Хакель (Steve Haeckel) и Ричард Нолан (Richard Nolan), опубликовавшие в 1993 г. в Harvard Business Review статью, ставшую впоследствии классической, в которой излагались основы построения "адаптивного бизнеса" (adaptive business design). Позже Hewlett-Packard ввела термин "adaptive enterprise", описывающий предприятие, которое использует набор виртуальных динамически перераспределяемых ресурсов.

Исследовательские работы в этой области привели к тому, что в октябре 1998 г. и Gartner Group пришла к выводу о том, что "предприятия, которые быстро используют новую информацию, имеют конкурентное преимущество". В 2002 г. на симпозиуме в Каннах спикеры от Gartner Group очень серьезно говорили о RTE, но обозреватели тогда скептически отметили, что это -- довольно заезженный ее конек, поскольку еще четырьмя годами ранее была представлена очень похожая концепция ZLE.

Кажется, что этих четырех лет и не было. Проблема 2000 года, кризис доткомов, экономический спад и недостаточный уровень безопасности, на первый взгляд, не оказали никакого влияния на планы развития индустрии по Gartner Group. Этому есть объяснение. Если бы не перечисленные проблемы, данный период был бы гораздо короче. Разумеется, не только аналитики Gartner Group предчувствовали грядущие изменения. Все ведущие компании в той или иной степени подходили к концепции RTE. В этом смысле четырехлетняя задержка сыграла скорее положительную роль, обеспечив разработчиков запасом времени и позволив детально разработать основы RTE. Тогда, в 1998 г., сама эта идея могла бы воплотиться в несовершенных решениях, что отбросило бы ее еще на несколько лет назад. Даже очередное исследование Gartner Group в данной области, вышедшее в июне прошлого года, называлось не более чем "Подготовка почвы для RTE-преобразования". Согласно ему, соответствующая IT-инфраструктура находится на ранних стадиях развития и далеко не безупречна.

Кроме этого, RTE не может стать реальным, пока информационные потоки не идут от поставщиков на одном конце такого "расширенного" (extended) предприятия до клиентов на другом. Это -- задача, требующая прежде всего доверия, объединения целей нескольких компаний, для каждой из которых время -- деньги. Но вот "обменный курс" может быть совсем не одинаков для различных звеньев этой цепи.

Еще одно утверждение, которое пока трудно как подтвердить, так и опровергнуть, -- RTE принесет выгоду не всем компаниям, хотя ее будут активно навязывать на том основании, что "так делают все".

Открытыми остаются и вопросы о численном значении преимущества -- можно ли будет работать, например, в пять раз быстрее? Во сколько раз это увеличит доходы? Сколько времени займет переходный период и во сколько это обойдется? Можно ли будет через несколько лет сделать все это быстрее и дешевле?

Тем не менее Gartner Group считает, что в течение ближайших пяти лет от 30 до 60% IT-бюджета крупных территориально распределенных компаний будет потрачено на реализацию элементов RTE. В целом это может составить более трех процентов их годового дохода, или до 160 млн. долл. в год для пятимиллиардного бизнеса. Согласно прогнозу, к 2006 г. более половины компаний из списка Global 2000 постараются сократить длительность своих бизнес-процессов вдвое, а к 2008 г. использование режима реального времени станет стандартным в их деятельности.


Для описания Real-Time Enterprise требуется пока не очень привычная терминология

Первые контуры Real-Time Enterprise
1. High Availability Systems/Failover -- системы высокой готовности с минимизацией времени простоя и средства аварийного переключения при отказе одного из узлов кластерной системы.

2. Network Load Balancing -- распределение нагрузки на сеть среди нескольких систем, предоставляющих доступ к одному приложению для увеличения производительности, доступности и надежности.

3. Internal MPP Grids -- вычислительные "решетки" с массовой параллельной обработкой данных (massively parallel processing), ограниченные рамками какой-либо структуры. Для внешних -- External MPP Grids (п. 14 на рисунке) -- в идеале пределом распространения пока является наша планета.

4. Resource Chargeback -- методы управления, позволяющие гибко использовать имеющиеся ресурсы, например, в системах поддержки принятия решений (Decision Support System, DSS).

5. Hardware Partitioning -- выделение аппаратных разделов, например, для одновременного выполнения на одном и том же оборудовании двух или большего числа изолированных друг от друга операционных систем.

6. VLAN Management -- управление подсетями локальной сети для создания виртуальных сегментов. Предполагается, что это дает возможность снизить сетевой трафик и сократить расходы на администрирование сети.

7. Self-Healing Hardware -- аппаратное обеспечение, способное самостоятельно выявлять и локализовать неисправности в работе оборудования или встроенного ПО и минимизировать их последствия.

8. Root-Cause Analysis -- методы и средства анализа первопричин нарушений работоспособности или производительности, например поиск и изоляция неисправного элемента.

9. Mixed Workload -- смешанная загрузка данных, направленная на объединение трех видов задач: оперативной обработки транзакций (OLTP), поддержки принятия решений (DSS) и пакетной обработки (batch processing), которые ранее выполнялись отдельно.

10. SAN Management -- набор технологий для управления сетевыми средствами хранения данных в гетерогенных сетях. Например, технология виртуализации, предложенная IBM, предназначена для работы с множественными устройствами хранения и томами данных как логическими группами при условии независимости контура управления от физического размещения данных.

11. Software Partitioning -- понятие, связанное с COTS (Commercial Off-The-Shelf), "готовыми к применению модулями коммерческого исполнения". Специальная программная архитектура, решающая задачи быстрого наращивания вычислительной мощности и совместимости систем. Обеспечивает независимость работы приложений от аппаратной части и друг от друга.

12. Server Provisioning -- технологии и решения, ключевыми элементами которых являются управление "образами" (image) ПО, работающего на серверах, их ресурсами, топологией, изменениями и конфигурацией их сети. Позволяют избежать пиковых перегрузок, перераспределяя задачи. Предполагается их широкое использование, например, в массивах blade-серверов.

13. Business Service Views -- понимание смысла бизнес-сервисов и пользы от их применения. Например, одна из американских компаний предлагает прокладку оптимальных маршрутов по городу, картографию, навигацию и беспроводную передачу данных этого типа. Ожидается, что такими сервисами будут пользоваться рестораны, гольф-клубы, кемпинги, заправочные станции, автостоянки и фирмы, обслуживающие туристов.

14. External MPP Grids -- неограниченные вычислительные сети с массовым параллелизмом -- см. п. 3.

15. IT Service Provisioning -- группа технологий и стандартов, направленных на создание, предоставление и использование IT-сервисов. Здесь еще не решены до конца вопросы сертификации, качества, производительности, стоимости, управляемости сервисами в рамках концепции соглашения об уровне оказываемых услуг -- Service Level Agreement, SLA. Предполагается, что IT-сервисы улучшат бизнес-процессы компаний, принеся им знания, накопленные в библиотеке передового опыта Information Technology Infrastructure Library (ITIL).

16. Self-Healing Software -- ПО, самостоятельно обрабатывающее ошибки ОС и приложений и обеспечивающее минимальные последствия и задержки работы системы.

17. Storage Provisioning -- технологии переноса физических дисков в виртуальные единицы хранения данных (логические томы), обеспечения доступа к ним, управления физическими накопителями в сетях IP-SAN и их оптимизации. Результат эволюции от построения пула гетерогенных хранилищ к автоматическому использованию его ресурсов.

18. Service Policy Manager -- средства управления правами доступа к сервису. Связаны с решением большого количества юридических проблем -- секретностью, законностью, моралью, безопасностью, фальсификацией и т. д.

19. Service Billing -- методы и технологии расчетов за предоставляемые сервисы. Ожидается, что их оплата будет очень гибкой и зависеть от многих параметров.

20. Service Governor -- "законодательство", согласно которому будет работать инфраструктура реального времени. Считается критическим компонентом для успешной реализации идеологии RTE. Требует целого класса новых стандартов и пересмотра существующих в области серверов, устройств хранения, баз данных, сетей, приложений и интеграционного ПО.

21. General-Purpose Grid Computing -- всемирные вычислительные сети, использующие свободные произвольно подключаемые ресурсы. Первыми прообразами таких "решеток" можно считать проекты SETI@Home (обработка данных, связанная с поисками внеземного разума), Folding@ Home (расчеты при поиске лекарств против СПИДа, болезней Альцгеймера и Паркинсона) и игровую сеть Butterfly.net. В последние несколько лет появились сообщения об успешном применении подобных технологий в сетях больших корпоративных систем.


Инфраструктура: проблемы создания

Adaptive. Flexible. Responsive. Quick... Адаптивный. Гибкий. Отзывчивый. Быстрый...

Список характеристик RTE продолжает расти. Многие технологии, которые должны стать его стандартными блоками, пока еще только проектируются или вообще не существуют (см. врезку).

На рисунке видно, что еще летом прошлого года наибольший интерес вызывали бизнес-сервисы, но предполагалось, что только для того, чтобы выработалось их единое понимание, уйдет не менее двух лет.

Создание надежных технологий для предоставления IT-сервисов также потребует от двух до пяти лет, а методы и средства расчетов за такие сервисы и регулирующие их применение правила только-только выбираются из младенческого возраста и пока обсуждаются на уровне концепций.

Фактически из более чем 20 составляющих инфраструктуры RTE на сегодня достаточно зрелыми являются только аппаратные и программные средства автоматического перераспределения нагрузки в системе. В периоде стагнации находятся популярные в недавнем прошлом идеи самовосстанавливающегося аппаратного обеспечения и автоматического поиска первопричин нарушений работы системы. Не выработано еще множество стандартов, без которых невозможно массовое применение технологий. И уж совсем далекой перспективой выглядят глобальные решеточные вычисления.

Разработчики сталкиваются со множеством проблем -- безопасностью, стабильностью, управляемостью, интеграцией и пр. Одной из главных остается масштабирование. Все возможные каналы доступа -- выделенные линии, Internet, беспроводные соединения и т. д. не реализованы пока ни в одной системе.

Вторая проблема заключается в том, что количество информации, которое теперь необходимо будет обрабатывать, резко увеличится. В результате архитектура RTE должна содержать средства, оценивающие важность событий реального мира для бизнеса, отбрасывающие незначительные из них и представляющие руководителям предприятия данные в удобном виде для принятия быстрого обоснованного решения.

Задача в целом очень сложна. Технически и экономически с ней могут справиться только разработчики, способные потратить миллиарды долларов на R&D. В таблице приведены основные инициативы в этой области по состоянию на осень прошлого года. Меньшие, хотя зачастую и очень мощные организации вынуждены объединяться, устанавливать партнерские отношения или решать отдельные задачи построения вычислительной среды будущего. Здесь работают практически все известные в мире корпоративных систем компании -- BEA, i2, Oracle, PeopleSoft, Siebel и многие другие. По мнению отраслевых аналитиков, игроков на этом зарождающемся рынке пока даже слишком много.


Бизнес со скоростью мысли

Возможно, именно созревание концепции RTE стало побудительным мотивом к появлению известной книги с таким названием. Но еще в середине прошлого года большинство статей о RTE в основном находились на уровне изложения общих концепций.

Точно так же десять лет назад много говорилось о реинжиниринге бизнес-процесов. Этот термин теперь почти вышел из употребления, но и сегодня фактически наиболее успешными являются компании, которые занимаются этим постоянно.

Например, если к настоящему времени большинство крупных автомобильных фирм сократили цикл разработки новой модели с 7 до 4 лет, то General Motors укладывается в 18 месяцев. Как она этого добилась? Очевидно, дело здесь прежде всего в совершенствовании организационных процессов. Очень сомнительно, что "суперсистема" полностью заменит подобные усилия руководства.

Одним из сдерживающих факторов аналитики называют персонал, который должен будет принять новые правила игры в совершенно другой временной шкале. Но в силу привычки клиенты до сих пор просят структурировать предлагаемую концепцию до уровня отделов, вместо того чтобы озаботиться тесным взаимодействием информации различных подразделений.

О том, что пока в мире не наблюдается единого понимания новой технологии, говорил Гарри Виллиндж (Garry Willinge), директор IBM Global Services: "Это похоже на игру в испорченный телефон -- каждое последующее объяснение принципов on-demand или utility computing по мере продвижения от разработчиков концепции к потребителю становится все более туманным и упрощается до минимального общего понимания. В таком виде она не может обеспечить компаниям сколько-нибудь значительных преимуществ".

И все же в целом похоже, что предприятия почти исчерпали возможности ускорения своей работы за счет организации труда (или стоимость дальнейших улучшений растет в геометрической прогрессии). Инструментом для этого и должна стать иная организация бизнеса с использованием информационных систем нового поколения.

Буквально несколько дней назад появилось сообщение о создании инициативной группы Enterprise Architecture Interest Group (EAIG), которая своей задачей считает помощь компаниям в разработке и построении хорошо структурированных IT-систем. Их основой избраны наиболее зрелые на сегодня прототипы технологий для построения RTE -- IBM on demand и HP adaptive enterprise. Основателем группы стал не кто иной, как Ричард Таггард (Richard Taggart), руководящий разработкой архитектурных решений информационных систем General Motors.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT