Переносимость мобильных номеров: практика

5 ноябрь, 2010 - 14:16Роман Хархалис

Возможность абонента сохранять свой мобильный номер при смене оператора теперь полноценно закреплена в украинском законодательстве: Президент утвердил соответствующие поправки к закону «О телекоммуникациях». Это значит, что дискуссия на данную тему теперь будет вестись не вокруг проблемы «Нужно ли это?», а по более конкретным вопросам «Когда?» и «Как?».

Напомним, что такая возможность чаще всего именуется «переносимостью мобильных номеров», или MNP (от Mobile Number Portability). Она подразумевает, что у нового оператора клиент продолжает обслуживаться со своим старым номером, включающим код сети (area code). К примеру, пользуясь номером «МТС» (050) 111-2233, человек может перейти в «Астелит», и его (050) 111-2233 будет, как ни в чем не бывало, работать в сети life:). Предполагается, что желающих прибегнуть к этому будет достаточно много, в частности среди «старых», корпоративных абонентов.

Технически переносимость можно осуществить несколькими способами, главные различия между ними заключаются в порядке прохождения запросов между вызывающим абонентом, сетью, изначально обслуживавшей принимающего, и той, где он находится в настоящий момент, а также в принадлежности и размещении баз данных, которые «знают», какой номер в какой сети числится в текущий момент. По всей видимости, в Украине будет реализована схема переносимости под названием All Call Query (ACQ). Она предполагает, что при каждом звонке первым делом следует обращение к централизованной базе принадлежности номеров, а затем – звонок в ту сеть, где сейчас находится искомый абонент. Этот метод наиболее удобен для клиентов (нет непредсказуемых интервалов переадресации и ожидания), но затратный для операторов, поскольку от них требуется выделить деньги на создание ресурсов (серверов и ПО), на которых будет работать база номеров, – ее планируется сделать самостоятельной организационной структурой, нейтральной по отношению ко всем операторам.

Но одними затратами проблемы внедрения MNP не ограничиваются. Начнем с того, что перенос номера вместе с абонентом требует, скажем так, юридического обоснования его принадлежности конкретному человеку. Не секрет, что подавляющее большинство подключений в Украине – анонимные (под это определение подпадают все пользователи предоплаченной связи), поэтому изначально информация о соответствии между номерами и физическими лицами в подобных случаях отсутствует. В законе указано, что такой пользователь может зарегистрировать свои персональные данные у оператора, став «полноправным» владельцем номера. Но процедура регистрации (в том числе и необходимость предоставления удостоверений личности) в точности не описана и потенциально является источником возможных злоупотреблений – представьте, что посторонний человек зарегистрировал на себя ваш номер и перенес его к другому оператору или просто требует плату за то, чтобы вернуть его вам.

Далее, вполне вероятно, что после внедрения MNP произойдет «взбалтывание» номерного ресурса, и по коду сети станет невозможно определить, у какого оператора обслуживается потенциальный собеседник. Исходя из этого целенаправленное использование внутрисетевой связи будет затруднено. Предполагается, что перед установлением соединения вызывающий абонент будет получать голосовое уведомление о том, каким будет звонок – внутри- или внешнесетевым. Даже если предположить, что эта функция будет работать четко, удобство внутрисетевой связи несколько снизится, а это выгодно операторам, которые хотели бы уменьшить долю такого трафика, к примеру life:).

Наконец, очень возможно, что стоимость недешевой процедуры создания базы номеров операторы захотят переложить на абонентов. Наиболее очевидный вариант – взимание платы за перенос, а это может сделать его не таким популярным, как ожидается. К примеру, в Германии, Португалии и Франции, где эта услуга стоит 15–25 евро и занимает 6–20 дней, доля «перенесенных» номеров составляет по 1% от общего количества, тогда как в странах, где она бесплатна, ею пользуются 7–15% абонентов. Вполне вероятно, что при лояльных для них условиях в Украине эти цифры будут даже выше, так как проблема «привязанных» известностью номера, но недовольных оператором клиентов у нас весьма застарела. Впрочем, прогнозировать конкретные объемы и направления их миграции оснований нет.

В любом случае Законом Украины № 2392–VІ на внедрение услуги MNP операторам отведено 6 месяцев. Так что в начале следующего года мы будем уже не обсуждать, а использовать ее.