Переносимость мобильных номеров: подводные камни

6 август, 2010 - 01:30Роман Хархалис

Компания "Астелит" организовала очередное "информационное погружение" журналистов, пишущих о телекоммуникациях, в тему переносимости мобильных номеров. В сумме получилось вполне интересно, есть любопытные статистические сведения из украинского и европейского опыта внедрения этой функции, а также внушительный ликбез о принципах действия и вариантах построения систем MNP (Mobile Number Portability). Расскажу об этом подробнее в одном из следующих выпусков "Компьютерного обозрения". Сегодня же я хотел бы поговорить о других аспектах этой проблемы.

"Астелит", он же life:), является главным апологетом внедрения переносимости мобильноо номера  в Украине. Напомню, MNP - это принцип, при котором  абонент, при переходе от одного оператора к другому сохраняет за собой один и тот же номер мобильного телефона. Не секрет, что желание сохранить текущий номер мобильного сейчас является одним из самых сильных, если не главным фактором, из-за которого люди, недовольные условиями у своего нынешнего оператора, воздерживаются от его смены. Да, внедрение MNP было бы выгодно большому количеству людей. Да, практически во всех европейских странах такое правило дейстует. Да, принцип MNP значительно улучшает конкурентную среду, делает ее более справедливой.

Почему именно life:) больше всех заинтересована в переносимости мобильного номера?

Наиболее распространена версия, согласно которой life:) рассчитывает на большой приток тех абонентов от двух лидирующих национальных операторов, которые ныне недовольны их условиями, и от перехода их удерживает только то, что они дорожат номерами, розданными уже сотням и тысячам родных, знкомых и главное - клиентов. Но позвольте... Как известно, абоненты делятся на "легких" и "тяжелых". "Легкие" - всегда стремятся к минимизации расходов и охотно меняют оператора ради выгодной акции, номера они при этом меняют с легкостью. MNP на них никак не повлияет (разве что бегать будут еще больше), да и life:), согласно последним веяниям, такой клиентуре не больно-то и рад.

Что касается "тяжелых" абонентов, то их голым нулем не заманишь, они руководствуются целым комплексом критериев, от качества связи до престижности марки. Кто у нас по качеству связи первый? "Киевстар". Да, мы говорим не о реальном качестве, а о его восприятии - это вещь субъективная, но именно под ее действием люди принимают решения. Так вот, по восприятию качества "Киевстар" лидирует с большим отрывом. Как вы думаете, побегут "тяжелые", в основном корпоративные абоненты "Киевстара" в life:)? Я вот сильно опасаюсь, как бы они в противоположную сторону не побежали. А вот "МТС" находится в более угрожаемом положении, так как именно у нее масса людей с "историческими" номерами, которым по 10 лет и более, а восприятие качества сети далеко не такое положительное - эти люди на своей шкуре испытали все прелести этапа резкого снижения качества связи у этого оператора. Вот в их миграцию в "Киевстар" я верю очень даже легко. Итак, какую картину мы видим? Компания, больше других вложившая усилий в торжество MNP, получит новую порцию малоплатящих абонентов, на излишнюю многочисленность и скупость которых она и так жалуется, а вот перед солидными ее клиентами появится новый соблазн... Основной противник MNP, "Киевстар", наоборот, может избавиться от "легких" абонентов и пополнить ряды "тяжелых" - то и другое ему на руку. А пострадает, по видимому, старающаяся отгородиться от MNP-дебатов "МТС".

А вот еще один аспект проблемы MNP. До сих пор в Украине существовала строгая система распределения номерной емкости с использованием area codes, кодов сетей и регионов. Эта система очень хорошо, наизусть выучена абсолютным большинством абонентов. Любого разбуди в 3 часа ночи, и он без раздумий скажет, что 067 - это "Киевстар", 063 - Life:), а 044 - город Киев. С внедрением MNP произойдет одномоментное "взбалтывание" этой структуры. В нашей стране проблемы, решаемые с помощью MNP, накапливались годами, поэтому процент миграции будет немалый, на 30%, я думаю, можно рассчитывать смело. Что это значит? Простые люди перестанут навскидку различать, у кого какой оператор, а следовательно -  перестанут изначально знать, какой звонок будет внутрисетевым, а какой - на другого оператора. Да, life:) обещает после набора информировать голосом железной тетки: "Этот звонок внутрисетевой". Но если абонент активно пользуется льготной тарификацией, то решение, звонить или нет, он обычно принимает ДО попытки вызова. Что будет, когда он потеряет априорную уверенность в направлении звонка? Он станет меньше звонить! Особенно - в тех ситуациях, когда рассчитывает на нулевой или льготный тариф; если человек не зациклен на экономии и готов расстаться с деньгами, он не будет задумываться, а просто наберет номер. Итак, какой может быть эффект от внедрения MNP для Life:)?

Снижение популярности нулевых тарифов, уменьшение объема использования льготной связи и как следствие - рост средней стоимости минуты, уменьшение среднемесячного трафика на одного абонента (обе тенденции в мире телеком-бизнеа считаются улучшением операционных показателей) и некоторое снижение нагрузки на сеть. Так может "Астелит" именно за это и сражается?

Ну и еще одна проблема MNP в Украине связана с аномально высоким количеством абонентов припейда, причем припейда анонимного. Резонный вопрос - на основании чего система будет переносить номер от одного оператора к другому? На основании чего номер будет "привязываться" к физическому лицу? На основании звонка в колл-центр с заявлением типа "Это мой номер, я хочу его перенести в Beeline"? А как проверить правомочность такого заявления? Юрий Курмаз из "Астелит" утверждает, что 60% от припейд-абонентов Life:) зарегистрировали свои персональные данный в БД "Астелита", и эти записи являются основанием для установления соответствия между номером и физическим лицом. Что ж, для внутренних нужд Life:) этого может быть и достаточно. Но для взаимодействия между операторами и решения возможных споров - я почему-то уверен, что нет.

Одним словом, с внедрением MNP без решения вопроса идентификации абонентов, есть хорошие шансы, что проснувшись поутру, вы обнаружите, что ваш номер обслуживается уже не в Life:) а скажем, в Beeline - из-за чьей-то дружеской шутки, злого умысла или просто ошибки. Так что внедрение MNP, по всей вероятности, будет сопровождаться масштабной кампанией регистрации GSM-абонентов - как минимум тех, кто захочет воспользоваться услугой. Иначе она останется уделом немногочисленных контрактных пользователей. И это еще один "подводный камень" MNP.