Онлайн-музыка: полный вперед

8 июль, 2004 - 23:00Александр Москалюк
По данным компании Ipsos-Insight, к концу 2003 г. музыку в Internet хоть раз купили в США 22% пользователей, тогда как в позапрошлом году этот показатель составлял 8%. Карточки Napster появились во многих американских супермаркетах, обладая ими, тинейджеры без кредиток и те, кто до сих пор не свыкся с оплатой в онлайне, могут приобрести музыку в Internet на своих условиях. К февралю этого года магазин Apple iTunes продал 50 млн. треков, а компания Napster -- 5 млн. композиций. Хотя больших денег в данной индустрии не заработал пока никто (Apple призналась в том, что готова терпеть минимальные убытки для увеличения продаж плееров iPod), к 2008 г. оптимистичные аналитики из Forrester Research обещают объемы рынка в 4,4 млрд. долл. Сегодняшний стартап, сумевший захватить даже 5% такого рынка, сможет обеспечить весьма безбедное существование своим основателям, и поэтому в этот бизнес приходит все большее количество компаний.

Новых игроков стало так много, что недавно на сайте Pro-Music.org, финансируемом международной ассоциацией IFPI и поддерживающем в рабочем состоянии список легальных онлайн-магазинов по продаже музыки, отмечено появление в каталоге уже сотого проекта. И если в США этим делом занимаются известные в Web-мире бренды Real Net-works, Buy.com, Napster и т. д., то в Европе музыкальный бизнес стал неплохим дополнением к набору услуг многих провайдеров, например 8 магазинов принадлежит компании Tiscali.

Американская фирма Loudeye на прошлой неделе сообщила о приобретении европейского продавца музыки OD2. Последняя была основана не кем иным, как Питером Гэбриэлем (Peter Gabriel) в 1999 г. и стала одним из первых легальных каналов распространения музыки через Internet. Сам сервис заработал только в 2001 г., так как немало времени ушло на улаживание лицензионных вопросов с -издателями. На данный момент OD2 -- один из крупнейших музыкальных онлайн?магазинов в Европе, реализующий ежемесячно почти полмиллиона треков.

Помимо стандартного "джентльменского набора" из музыкального каталога ведущих лейблов и возможности скачать любую композицию за 99 центов, OD2 недавно начал предлагать своим зарегистрированным клиентам музыку в формате In-ter-net?радио по цене 1 британское пенни за прослушивание. Пока неизвестно, сколько пользователей решили загрузить себе Sonic Selector и будет ли реальная финансовая отдача от подобного проекта. С одной стороны, цена в 1 пенни не представляет проблем для меломана, а с другой -- любимую музыку в потоковом формате сегодня можно послушать, сделав два щелчка мышью в популярном плеере WinAmp 5, в котором Internet-радиостанции, вещающие в формате Shoutcast, встроены в главное меню. Аналогично сервис Yahoo! Launch уже долгое время предлагает пользователям богатейшую библиотеку видеоклипов -- посмотреть их можно, если вы готовы смириться с 20?секундным рекламным блоком.

Конкуренция на онлайн?рынке обостряется, и вот уже американский игрок Napster, занимающий стабильную позицию номер два и находящийся в тени славы Apple iTunes, начал дарить своим клиентам MP3/WMA-плееры. Сделав предоплату годового сервиса Napster ($10 в месяц за неограниченный доступ к каталогу в режиме Internet-радио), пользователь станет обладателем Rio Chiba (128 MB памяти), который почти везде продается примерно за сотню долларов. Если же он отправит компании $200, то получит пакет годовой подписки на каталог Napster плюс плеер Rio Nitrus (может хранить 1,5 GB музыки) -- красная цена ему в большинстве магазинов -- $150.

Несмотря на столь бурный рост онлайн-продаж американская музыкальная индустрия упорствует в преследовании тех, кто загружает файлы из пиринговых сетей, предпочитая не платить за купленные композиции. На сегодняшний день под судебный пресс попали 3429 американцев, однако ни одно из дел не завершилось вердиктом в зале суда, так как большинство обвиняемых избрали предложенный RIAA путь индульгенции, заплатив сумму в несколько тысяч долларов и письменно пообещав никогда больше бесплатную музыку не загружать.